RSS Feed

Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические особенности личности.

Психологические материалы » Психология и педагогика » Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические особенности личности.

Таблица 8

Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Понятие

Определение

Характерные признаки

Индивид

Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств

Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции,

нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Субъект

Человек как типичный

носитель видов человеческой

активности

Темперамент, сознание, воля.

мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь

Личность

Человек как типичный представитель сформировавшего его общества

Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели

Индивидуаль-ность

Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей

Индивидуальные особенности, характер, социально-обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации

Рис. 9. Процесс перехода одной формы развития личности в следующую.

Личность

– формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Структура личности

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 10). Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Рис. 10. Структура личности по К.К.Платонову


Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?» Е. Винокуров Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...

Барьеры коммуникации. Умение слушать
Специфика обмена информацией. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс ...

Об­щие тео­рии ли­дер­ст­ва
Ли­дер­ст­во - это не но­вый стиль ру­ко­во­дства, а спо­соб ор­га­ни­за­ции вла­сти в, гра­ж­дан­ском об­ще­ст­ве с раз­ви­тым по­ли­ти­че­ским соз­на­ни­ем всех или боль­шин­ст­ва его со­ци­аль­ных сло­ев. Та­кое об­ще­ст­во воз­ник­ло срав­ни­тель­но не­дав­но ли­бо еще толь­ко скла­ды­ва­ет­ся, и то по­ка не вез­де. Но это пер­спек­ ...