Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические особенности личности.
Таблица 8
Индивид, субъект, личность, индивидуальность
Понятие |
Определение |
Характерные признаки |
Индивид |
Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств |
Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки |
Субъект |
Человек как типичный носитель видов человеческой активности |
Темперамент, сознание, воля. мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь |
Личность |
Человек как типичный представитель сформировавшего его общества |
Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели |
Индивидуаль-ность |
Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей |
Индивидуальные особенности, характер, социально-обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации |
Рис. 9. Процесс перехода одной формы развития личности в следующую.
Личность
– формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.
Структура личности
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 10). Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.
![]() |
Рис. 10. Структура личности по К.К.Платонову
Когнитивная психология
Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться комплексный междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на ...
Страх перед родителями
Когда ребенок испытывает страх перед родителями, которые могут вести себя иррационально или проявлять по отношению к нему насилие, то ему попросту некуда сбежать. Дети в подобной обстановке впадают в ужас. Они застывают, буквально коченеют от страха. Поэтому ребенок оказывается вынужденным делать что-либо с целью преодолеть состояние па ...
Воображение и внимание
Воображение -
процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности.
Виды воображения:
Активное:
Воссоздающее - создание образа по описанию, схеме.
Творческое - создание нового образа.
Антиципирующее – предвидение, предвосхищение будущего.
Пассивное:
Произвольное - мечты, г ...