RSS Feed

Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические особенности личности.

Психологические материалы » Психология и педагогика » Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические особенности личности.

Таблица 8

Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Понятие

Определение

Характерные признаки

Индивид

Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств

Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции,

нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Субъект

Человек как типичный

носитель видов человеческой

активности

Темперамент, сознание, воля.

мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь

Личность

Человек как типичный представитель сформировавшего его общества

Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели

Индивидуаль-ность

Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей

Индивидуальные особенности, характер, социально-обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации

Рис. 9. Процесс перехода одной формы развития личности в следующую.

Личность

– формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Структура личности

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 10). Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Рис. 10. Структура личности по К.К.Платонову


Когнитивная психология
Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться комплексный междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на ...

Страх перед родителями
Когда ребенок испытывает страх перед родителями, которые могут вести себя иррационально или проявлять по отношению к нему насилие, то ему попросту некуда сбежать. Дети в подобной обстановке впадают в ужас. Они застывают, буквально коченеют от страха. Поэтому ребенок оказывается вынужденным делать что-либо с целью преодолеть состояние па ...

Воображение и внимание
Воображение - процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности. Виды воображения: Активное: Воссоздающее - создание образа по описанию, схеме. Творческое - создание нового образа. Антиципирующее – предвидение, предвосхищение будущего. Пассивное: Произвольное - мечты, г ...