RSS Feed

Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические особенности личности.

Психологические материалы » Психология и педагогика » Личность и межличностные отношения. Индивидуально-типологические особенности личности.

Таблица 8

Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Понятие

Определение

Характерные признаки

Индивид

Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств

Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции,

нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Субъект

Человек как типичный

носитель видов человеческой

активности

Темперамент, сознание, воля.

мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь

Личность

Человек как типичный представитель сформировавшего его общества

Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели

Индивидуаль-ность

Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей

Индивидуальные особенности, характер, социально-обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации

Рис. 9. Процесс перехода одной формы развития личности в следующую.

Личность

– формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

Структура личности

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 10). Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Рис. 10. Структура личности по К.К.Платонову


Как проявляется стремление к контролю и доминированию
Принимая во внимание все то, что мы только что сказали о воздействии руки, повернутой ладонью вниз или вверх, давайте проанализируем рукопожатие. Во времена Римской империи знатные римляне приветствовали друг друга чем- то вроде современного армреслинга в положении стоя. Если один из мужчин оказывался сильнее другого, его рука оказывал ...

Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации
Перспективы развития высшего образования в России напрямую зависят от следующих основных факторов: 1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства ...

Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров, конфликты и пути их разрешения
Подготовка к переговорам включает следующие этапы: составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, редактирование, обработка хода ведения переговоров. Процесс ведения переговоров включает в себя начало переговоров, ...