Основные отличительные черты
мотивационно-потребностной сферы супруговСтраница 4
Под внешне организованной мотивацией Сысенко В.А. [44] понимает такой процесс формирования человеком мотива, который происходит под значительным влиянием извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы).
Внутренне организованная мотивация - это процесс формирования мотива, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения.
Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины, о чем подробно говорится в работе Ильина Е.И. [45]. Мотивация лиц женского пола более внешне организована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола - более внутренне организована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.
Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен [46] тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая).
Так, по данным казанских психологов потребность в достижениях у женщин несколько выше, чем у мужчин (соответственно 13,3 и 12,8 балла).
Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у мужчин и женщин.
1. Первая состоит в том, что женщины иначе мотивированы на достижения, чем мужчины (половые различия в мотиваторах).
2. Вторая - что мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях.
3. Третья - мужчины и женщины обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности.
При мотивации своего поведения человек часто руководствуется теми ценностями, которые у него сформированы в процессе его жизни и воспитания. В ряде работ выявлены различия в значимости тех или иных ценностей у субъектов мужского и женского пола. Однако полученные данные весьма разноречивы и с трудом укладываются в какую-то схему.
Было выявлено, что женщины на первое место ставят эстетические, социальные и религиозные, т. е. духовные ценности. Для мужчин наиболее важными являются теоретические, экономические и политические ценности, что можно связать с их интересом к абстрактным знаниям, потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти.
Другие ценности и другая их значимость для мужчин и женщин выявлены в работе Т.В. Андреевой [47] (таблица 2).
Среди сфер жизни, наиболее способствующих реализации доминирующих смыслов и ценностей, мужчины выбрали общественную и семейную жизнь, а профессиональная жизнь и сфера развлечений оказались менее значимыми. У женщин ведущими сферами жизни были обучение и образование, увлечения. Общественная и профессиональная жизнь имеют меньшую значимость.
Если для девушек выше, чем для юношей, значимость любви, материально обеспеченной жизни, друзей, счастливой семейной жизни, уверенности в себе, то для женщин, по сравнению с мужчинами, - материально обеспеченная жизнь, интересная работа, свобода и продуктивная жизнь.
Таблица 2 - Ценности мужчин и женщин (по данным Т.В. Андреевой,1998 [47])
|
Мужчины |
Женщины |
|
Творчество |
Познание |
|
Работа |
Друзья |
|
Познание |
Равенство |
|
Любовь |
Творчество |
|
Друзья |
Свобода |
|
Свобода |
Любовь |
|
Удовольствие |
Семья |
|
Материальная обеспеченность |
Возможности и ограничения проективных методик.
В начале 1940-х гг. «проективное движение» набирает значительную силу. Проективные методики становятся самыми популярными в клинико-психологических исследованиях личности. Разрабатываются новые методики, число их быстро растёт. В различных обзорах, целью которых было установление того, насколько часто используются эти методики, неизменн ...
Методологический инструментарий. Используемые
методики
1.16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16-FPQ-187-А):
· Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с.
· Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000 – 560 с.
2. Самоактуализированный тест (САТ).
· Е.Ю.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская ...
Основные функции психологии развития и возрастной психологии.
Как и любая наука, психология развития несет функции описания, объяснения, прогноза, коррекции. Применительно к определенной области исследования (в нашем случае — к психическому развитию) эти функции выступают в качестве конкретных научных задач, т.е. общих целей, которых наука стремится достичь.
Описание развития предполагает предста ...
