Процедуры исследования межличностных отношенийСтраница 2
За первые 10 секунд заполнитель матрицы поведения ребенка делает отметку в клетке, соответствующей "Приказ - Подчинение". Заполняющий матрицу поведения матери за это же время делает отметку в клетке "Подчинение - Похвала" (см. табл.1), за второй период первый наблюдатель делает отметку в клетке "Приказ-вопрос - Взаимодействие" и т.д. Стандартные категории поведения матери, фиксируются в клетках матрицы:
1) ПРИКАЗ. К этой категории принадлежат прямые приказы, указания или высказывания, включающие в себя различные требования;
2) ПРИКАЗ-ВОПРОС. Это вопрос, включающий в себя определенное требование (например: "Не подашь ли ты мне .? ");
3) ВОПРОС;
4) ПОХВАЛА. Категория включает вербальные высказывания и невербальное поведение, которое выражает одобрение, поддержку, принятие поведения ребенка;
6) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Это поддерживание (или попытка поддержать) какого-нибудь обоюдного контакта. Он может быть вербальным и невербальным;
7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРОВАНИЕ). Отметка делается тогда, когда в течение 10 секунд не наблюдается какое-либо поведение из указанных выше категорий. [33, стр.242]
Стандартные категории поведения ребенка также фиксируются в клетках матрицы:
1) ПОДЧИНЕНИЕ. Отмечается только в том случае, если поведение ребенка соответствует приказу или приказу-вопросу матери. Ответ на вопрос матери оценивается как взаимодействие;
2) КОНКУРЕНЦИЯ. Это неподчинение, состязательное поведение. Любое поведение ребенка после приказа матери, которое не является подчинением, представляет собой противопоставление себя приказу;
3) НЕЗАВИСИМАЯ ИГРА. Оценивается, когда ребенок играет один и не взаимодействует с родителем. Независимая игра после приказа матери отмечается как последующее поведение в графе "Независимая игра" матрицы ребенка и как предыдущее поведение в графе "игнорирование" в матрице матери;
4) НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Высказывания и невербальное поведение, показывающие злость, отказ, обескураженность;
5) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ;
6) ВОПРОС. Оценивается только в матрице ребенка. Вопрос как предыдущее поведение ребенка в матрице родителя оценивается: а) как "конкуренция", если следует после "приказа" или "приказа-вопроса", б) как "взаимодействие", если это не так;
7) НЕТ ОТВЕТА (ИГНОРИРОВАНИЕ). Не наблюдается ни одна из указанных выше категорий форм поведения. [33, стр.299]
Таблица 1. Образец матрицы поведения ребенка
Предыдущее поведение матери |
Регистрация последующего поведения ребенка | |||||
Приказ |
Подчине-ние |
Независимая игра |
Вопрос |
Негативное отношение |
Взаимодей-ствие |
Нет ответа |
Приказ-вопрос | ||||||
Похвала | ||||||
Негативное отношение | ||||||
Взаимодействие | ||||||
Игнорирование |
Классификация способностей
Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались:
различия в основных видах деятельности - инженерные, научные, художественные С. (и более дробно - математические, физические С. и т.п.),
различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельно ...
История развития педагогики
По характеру системы педагогических знаний выделяют 3 этапа развития педагогики как науки.
I
этап – эмпирический
. Педагогические знания систематизированы на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных условиях систему этих знаний относят к народной педагогике, основой которой ...
Воображаемая модель и воображаемое представление
Под мысленной (воображаемой) моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Поскольку воображаемые модели относятся к классу образов воображения, они обладают некоторыми общими признаками. Сюда относятся такие свой ...