Дифференциация лидерских ролейСтраница 1
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:
- роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;
- роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.
Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.
Экспрессивные лидеры - ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.
Б.Дж. Кретти приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:
|
Преимущества |
Недостатки |
|
Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер) | |
|
Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел |
Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует. личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным от ношениям |
|
Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер) | |
|
Заботлив, внимателен в межличностных отношениях Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений |
Не проявляет инициативы и настойчивости в делах Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях |
Закон причины и следствия
Держа ладони на виду во время разговора, вы сможете внушить к себе доверие со стороны собеседника и покажетесь ему более искренним и открытым человеком. Интересно, что, когда подобный жест входит в привычку, склонность к обману ослабевает. Большинству людей физически трудно говорить неправду, когда их ладони видны собеседнику. В действи ...
Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков.
Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...
Бабушки и дедушки
Бабушки и дедушки навещают своих взрослых детей и внуков, причем нередко каждую неделю. В семьях, где оба родителя работают, дедушки и бабушки нередко становятся основными лицами, заботящимися о ребенке. Роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случае неполных семей. Их роль велика и в случае, когда мать вынуждена работать (та ...
