RSS Feed

Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе

Психологические материалы » Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе » Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы [1]. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения как в средней так и высшей школах. Так, например, первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, и особенно в ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и вузе. Кроме того, слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии [2].

Учитывая вышесказанное, авторами Лысенко Р.Б., Ржавским Е.А., Никифоровой М.П. проводились исследования среди студентов различных технических специальностей вуза. Ниже приводятся результаты анкетирования среди студентов-второкурсников специальности «физика» и «экология». Были выбраны студенты 2 курса, по причине того, что процесс адаптации при переходе из школы в ВУЗ у них уже произошел и одновременно с этим не забыты трудности, его сопровождающие. Из анализа результатов следует, что студенты в равной степени оценили значимость гуманитарных дисциплин для адаптации в вузе (эта группа обеими специальностями была оценена как среднезначимая). В тоже время наблюдаются незначительные отклонения в оценке таких групп дисциплин как экономические дисциплины и психология, социология. Вместе с тем, по мнению студентов специальности «физика», 4 группа дисциплин – психология, социология – наиболее быстро помогает студентам адаптироваться в вузе, тогда как экономические дисциплины были оценены ими как наименее влиятельный фактор. Студенты специальности «экология» также выделили важность такой группы дисциплин, как психология, социология, однако, этот фактор наиболее значимым ими признан не был, экономические дисциплины также были оценены ими как один из наименее значимых факторов. Наибольшее различие наблюдалось в оценке таких групп как общенаучные дисциплины и специальные дисциплины. Как видно из диаграмм, общенаучные дисциплины студентами физиками были признаны одним из наиболее значимых факторов (эта группа дисциплин оказалась на втором месте), тогда как студенты экологи считают ее наименее значимым фактором для скорейшей адаптации студента в вузе. Что касается специальных дисциплин, то экологи считают их наиболее важной группой для более быстрой адаптации, в то время как физики признают эти дисциплины, наоборот, одним из наименее важных факторов.

Данное исследование может быть интересно не только для преподавателей вуза, но и для учителей школы, и может быть продолжено с целью практического использования в процессе управления качеством образования.


Основные научные достижения Л.С. Выготского
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ...

Понимание страха в телесно ориентированной психотерапии
Все пациенты, проходящие терапию, утверждает А.Лоуэн, - это люди, переполненные страхом. Очень немногие по-настоящему воспринимают всю глубину владеющего ими страха. Их пугают такие испытываемые ими эмоции, как любовь, гнев, печаль. В такой же, если не в большей мере, они боятся и своего страха. (3) Страх парализует тело. Нормальный че ...

Воображаемая модель и воображаемое представление
Под мысленной (воображаемой) моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Поскольку воображаемые модели относятся к классу образов воображения, они обладают некоторыми общими признаками. Сюда относятся такие свой ...