RSS Feed

Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе

Психологические материалы » Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе » Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы [1]. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения как в средней так и высшей школах. Так, например, первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, и особенно в ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и вузе. Кроме того, слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии [2].

Учитывая вышесказанное, авторами Лысенко Р.Б., Ржавским Е.А., Никифоровой М.П. проводились исследования среди студентов различных технических специальностей вуза. Ниже приводятся результаты анкетирования среди студентов-второкурсников специальности «физика» и «экология». Были выбраны студенты 2 курса, по причине того, что процесс адаптации при переходе из школы в ВУЗ у них уже произошел и одновременно с этим не забыты трудности, его сопровождающие. Из анализа результатов следует, что студенты в равной степени оценили значимость гуманитарных дисциплин для адаптации в вузе (эта группа обеими специальностями была оценена как среднезначимая). В тоже время наблюдаются незначительные отклонения в оценке таких групп дисциплин как экономические дисциплины и психология, социология. Вместе с тем, по мнению студентов специальности «физика», 4 группа дисциплин – психология, социология – наиболее быстро помогает студентам адаптироваться в вузе, тогда как экономические дисциплины были оценены ими как наименее влиятельный фактор. Студенты специальности «экология» также выделили важность такой группы дисциплин, как психология, социология, однако, этот фактор наиболее значимым ими признан не был, экономические дисциплины также были оценены ими как один из наименее значимых факторов. Наибольшее различие наблюдалось в оценке таких групп как общенаучные дисциплины и специальные дисциплины. Как видно из диаграмм, общенаучные дисциплины студентами физиками были признаны одним из наиболее значимых факторов (эта группа дисциплин оказалась на втором месте), тогда как студенты экологи считают ее наименее значимым фактором для скорейшей адаптации студента в вузе. Что касается специальных дисциплин, то экологи считают их наиболее важной группой для более быстрой адаптации, в то время как физики признают эти дисциплины, наоборот, одним из наименее важных факторов.

Данное исследование может быть интересно не только для преподавателей вуза, но и для учителей школы, и может быть продолжено с целью практического использования в процессе управления качеством образования.


Общая характеристика методов патопсихологического исследования
Основной формой деятельности патопсихолога является экспериментально – психологическое исследование психически больных. Применение психологических методик позволяет получить данные о характере и структуре психических изменений, о степени нарушения и сохранности психических функций. Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, ...

Питомцы
Человек раскрывается в мелочах и деталях, надо только уметь их подмечать. Конечно, можно полностью вжиться в чужую роль, но даже она будет носить отпечаток индивидуальной неповторимости. Например, в той или иной привязанности и любви к братьям нашим меньшим, т.е. животным. Котов любят натуры независимые и не терпящие вторжения в их лич ...

Общение: функции и виды
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Функции общения: - контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности; ...