RSS Feed

Методики психодиагностики
Страница 2

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как "объективный", "субъективный" и "проективный".

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта.

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты.

Этот является наиболее распространенным в социально-психологических исследованиях и используется для выяснения, понимают ли испытуемые конкретные задания, жизненные ситуации, а также с целью получения информации об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведение личности. Опросы основываются на непосредственной (беседа, интервью) или опосредованной (анкетирование) социально-психологической взаимосвязи исследователя и испытуемого (респондента). Беседа дает возможность получить информацию на основе вербальной (словесной) коммуникации. При анкетировании, в отличие от метода беседы, не обязательный личный контакт. Используется опросный лист, который является совокупностью упорядоченных по смыслу и форме вопросов.

Анкетирование должно отвечать таким требованиям:

-вопросы на протяжении анкетирования должны оставаться неизменными;

-перед началом необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты;

- наличие гарантии анонимности;

- вопросы анкеты должны быть четкими, лаконичными;

- в начале анкеты вопросы должны быть простыми, достаточно осложнениями;

- вопросы должны учитывать индивидуально-психологические особенности респондента: возраст, пол, уровень образования, склонность и преимущество и так далее.

Каждая анкеты имеет определенную структуру и может содержать такие коммуникативные компоненты:

- эпиграф к анкете и обращение к респонденту (это делается с целью сотворения позитивного эмоционального настроя респондента, активации его умственной деятельности в нужном направлении, позитивного влияния на формирование мотивации к участию в опросе, подчеркивание роли общественной мысли);

- сообщения о цели исследования, условии анонимности опроса, использования полученных результатов и их значений, правил заполнения анкеты и объяснения;

основная часть анкеты, которая содержит вопросы о фактах, поведении, продуктах деятельности, мотивах, оценках и мнениях респондента;

- вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов (это своеобразная карточка респондента, его схематических портрет, который можно разместить как в начале, так и в конце анкеты).

Метод анкетирования дает возможность собрать много материала, изучить большое количество особ. Недостаток его - в зависимости информации от наличия или отсутствия установки в опрошенных на искренность ответах, способности респондента объективно оценивать поступки людей, свои качества как качества других.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались различные классификации. Наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические.

Внутри каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг другу методик.

Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрические характеристики.

В области психологической диагностики личности давно обсуждается вопрос о разработке так называемых объективных тестов. Разработчики объективных тестов стремятся получить с их помощью "чистое" знание о личности, иначе говоря, те данные о личности, которые, с одной стороны, не фальсифицированы самим испытуемым, а с другой стороны - избежали влияния экспериментатора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


История учений о характере
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования пове­дения человек ...

Исследование типа профессиональной направленности школьников у школьников 11 класса
Обследованная выборка составила 20 человек. В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить выбор утверждения (из трех вариантов) которое для него является наиболее значимым, затем вписать букву (А, В или С), соответствующую выбору, в бланк для ответов в рубрике «Больше всего». После, из оставшихся ответов, необход ...

Разделы психологии развития и их особенности.
Структура психологии развития и возрастной психологии: Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Выделяется 3 раздела возрастной психологии: 1. детская психология (от рождения до 17 лет); 2. психология взрослых, зрелых возрастов; 3. геронтология или психология по ...