RSS Feed

Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы
Страница 3

Психологические материалы » Психодиагностика как наука » Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы

Парадокс типа В возникает при однозначных вопросах - таких, для которых легко подобрать ответ. Сюда же должны быть отнесены односторонние диагностические вопросы, то есть те, для которых только один вариант ответа диагностически значим.

Исследователь, зная о существовании психометрического парадокса, может регулировать вариабельность ответов путем подбора вопросов с соответствующими параметрами.

Исследования, которые были нами рассмотрены ранее, сосредоточены на выделении и изучении отдельных, частных факторов, детерминирующие ответы на вопросы. Наиболее же перспективным представляется синтетический подход к построению модели ответа на вопросы личностных опросников.

Среди факторов, искажающих ответы на вопросы, в первую очередь называется потребность в защите "Я", затем - необходимость социального одобрения, желание новых впечатлений , наконец, то, что можно обозначить как принцип приложения минимальных усилий (нежелание принимать сколько-нибудь значительных условий для работы с опросником). Два первых опросника имеют решающее значение, а учет действия последних требует не усложнять инструкций и обходится возможно меньшим количеством вопросов, адресованных испытуемому методикой.

Диагностическое исследование проводится в условиях, не совпадающих с теми, в которых (или для которых) был создан опросник. Изменение условий приводит к появлению новых факторов, обуславливающих ответ.

В связи с проделанным анализом взаимосвязи "вопрос-ответ" представляется необходимым остановится на допустимости использования опросников для диагностики психофизиологических параметров.

Опросники могут быть эмпирическими и факторными. Создание эмпирических опросников происходит путем поиска вопросов (заданий), позволяющих разделять группу испытуемых, подобранных на основе какого-либо критерия, имеющего отношение к тестируемому поведению или свойству личности.

Термином "факторные опросники" по сути дела обьединяются два их типа - опросники типологические и опросники черт личности.

Возможен и иной путь - группировка личностных признаков (черт), а не обследуемых. Соответственно диагностика осуществляется по степени выраженности этих черт.

Вывод

Подводя итоги вышеприведенного, достаточно краткого рассмотрения психометрических основ психодиагностики, хотелось бы подчеркнуть, что измерение человеческого поведения - необыкновенно сложная задача. Основная проблема заключается в том, что речь идет об измерениях во внефизической сфере, сфере гуманитарной науки, а используемый математико-статистический аппарат призван обслеживать (и успешно обслуживает) прежде всего измерение физических явлений. Формализация и колличественные методики, математические модели в психодиагностике никогда не смогут заменить разработку теоретических конструкторов, фундаментальных принципов исследования. Достаточно четко это прослеживается в развитии понятия валидности теста - его важнейшей характеристике как исследовательского инструмента. Понятие конструктивной валидности, вобравшее в себя все подходы к определению валидности, - яркий пример того, что в конструировании тестов нельзя ограничиваться математическими расчетами, как бы достоверны и убедительны они ни были. Разработка тестов - творческий акт исследователя, и именно поэтому известных и завоевавших популярность методик, несмотря на множество изобилующих рецептами "кулинарных" книг по их изготовлению, не так уж и много, что хорошо извествно любому психологу-практику.

Страницы: 1 2 3 4


Выводы
Итак, мы выяснили, что ответить на вопрос «Зачем нужны эмоции и чувства?» односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. Пр ...

Основные положения концепции стресса Г.Селье и их развитие. Начало создания концепции стресса
Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”: -увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников; -уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез, точечные кровоизлияния и кровотече ...

Работа со страхами в гештальт-терапии
Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы использовать чувство как средство, соединяющее жизнь человека в единое целое. Внимание к чувствам, описание чувств, понимание несоответствий или пробелов в опыте, сосредоточенность на том, что открылось и не получило органичного выражения, - все это позволяет использовать чувства для доступа к ...