RSS Feed

Развитие способностей
Страница 1

Существует два подхода к проблеме:

Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сенситивных периодов - оптимальные временные условия для развития способностей.

Личностный: способность - средство достижения жизненной цели. Развитие способностей определяется упражнениями в деятельности, а также настойчивость, упорство, труд, время. Это функциональное образование на основе высокой мотивации к освоению данной области практики. Формируется как ВПФ, на основе других задатков, на ином природном материале.

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом зависит от того, какое содержание вкладывается в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Так, если обратимся к толковым словарям, то можно проследить, что термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, чти под понятием "талантливый" понимаются определенные природные данные конкретного человека.

В толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способный человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться в свою очередь понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

Когда же дается определение понятия "талант", подчеркни его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование - как способность, данная "сверху" - Богом.

Иными словами, талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.

Словарь иностранных слов подчеркивает, что талант (от греч, talanton) - это выдающееся врожденное качество.

Одаренность рассматривается как определенное состояние таланта, как степень выраженности таланта.

Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует во многих словарях: в словаре Даля, Ожегова, в Советском энциклопедическом словаре и в толковом словаре иностранных слов. Таким образом, способности - с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Рассматривая способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Однако и способности, и одаренность проявляются только в успешности деятельности.

На развитие способностей оказывают влияние особенности высшей нервной деятельности. От быстроты усвоения и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Основные функции одаренности - это максимальное приспособление к миру, окружению нахождению решения во всех случаях.

В целом в психологии одаренность определяют как систему, включающую следующие компоненты:

1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

2) сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

3) интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

4) эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

Страницы: 1 2 3


Ка­че­ст­ва при­су­щие ли­де­ру
Ни­ка­кие нрав­ст­вен­ные, ин­тел­лек­ту­аль­ные, ду­хов­ные доб­ро­де­те­ли са­ми по се­бе не пре­вра­ща­ют по­ли­ти­че­ско­го дея­те­ля в ли­де­ра, их дос­та­точ­но раз­ве что для свя­то­го. Но свя­тость для по­ли­ти­ка не обя­за­тель­на и слиш­ком не­обыч­на, хо­тя та­кое со­че­та­ние из­вест­но в ис­то­рии. Вспом­ним при­мер Сер­гия ...

Обзор психологической литературы по проблемам языка и речи. Изучение языка и речи в рамках основных психологических направлений
Исследования языка и речи проводилось в рамках основных научных направлений психологии – в рамках бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа, ролевой теории, гуманистической психологии. И все эти направления внесли свой вклад в развитие этой проблемы. Среди социально-психологических теорий, которые основаны на парадигме бихевиоризма и ко ...

Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния
В общем виде предлагаемый метод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10 шагов: 1. Клиническая беседа 2. Прояснение симптома 3. Создание образа 4. Исследование образа 5. Проверка на фиксацию 6. Трансформация 7. Интегрировани ...