RSS Feed

Основные теоретические аспекты изучения мотивационно-потребностной сферы супругов. Особенности понятия мотивов и потребностей в психологии
Страница 5

Психологические материалы » Мотивационно-потребностная сфера супругов » Основные теоретические аспекты изучения мотивационно-потребностной сферы супругов. Особенности понятия мотивов и потребностей в психологии

Г. Мюррей отмечал, что основным детерминантом поведения человека является окружение, в котором он постоянно находится и поэтому поведение индивида не может быть обозначено без характеристики каждой из противостоящих ему ситуаций, физических и социальных. Центральными соотносящимися друг с другом понятиями выступают потребность со стороны личности и давление со стороны ситуации.

Г.Мюрреем на основе клинических данных, полученных при интерпретации с точки зрения выделения потребностей, давлений и тем протоколов разработанной им диагностической методики «Тематический тест апперцепции» был составлен перечень психогенных потребностей: унижения; достижения; аффилиации; агрессии; независимости; противодействия; уважения; защиты; доминирования; демонстрации; избегания вреда; избегания неудач; покровительства; порядка; игры; отвержения; осмысления; сексуальных отношений; поиска помощи; понимания.

Широта практического использования в диагностике выдвинутой Мюрреем теории потребностей, опыт построения на ее основе диагностических инструментов позволяет выбрать теоретические положения Г. Мюррея в качестве теоретической базы для исследования мотивационно-потребностной сферы супругов и для разработки диагностической методики выявления иерархии потребностей [37, с. 113-114].

Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. При этом выбор мотива определяется не только доминирующей в данной ситуации потребностью, но и другими, сравнительно менее насущными. Субъективно потребности переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации - в форме оценочных эмоций; сами потребности при этом могут не осознаваться. Актуальные потребности организуют также течение познавательных процессов, повышая готовность субъекта к восприятию релевантной им информации [10, с.44].

Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде «потребность-мотив-деятельность» А. Н. Леонтьев. Источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности.

Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Однако между мотивом и потребностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разнообразных потребностей.

Согласно словарю практического психолога под редакцией С.Ю. Головина «…мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения». [41].

Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы – «предметы потребностей».

Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У человека источник развития мотивов - это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами [42, с. 26].

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования - придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


История рассмотрения вопроса о внутриличностном конфликте
Одним из первых, кто заговорил про внутриличностный конфликт, был З.Фрейд. Выделив три структуры личности «Оно», «Я» и «СверхЯ», ученый утверждал, что между аффективным, животным «Оно» и социальным, моральным «СверхЯ» всегда существую противоречия, которые либо уравновешиваются «Я», либо переходят в невротические состояния. Такие неофр ...

Способности мужчин и женщин
В этой главе попробуем оценить, насколько реальными являются представления, существующие в массовом сознании и гласящие, что мужчины умнее женщин и что у женщин имеется своя “женская” логика. Кроме того, мы узнаем об особенностях мужского и женского восприятия окружающего мира, о том, насколько мужчины превосходят женщин в психомоторном ...

Идея школы Френе
Все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке его заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтессори. Не столь философичен, как Штайнер. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как нам организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской однокомплектной школы на заре смутного ХХ века. Как им, то ест ...