RSS Feed

Проблема языка и речи в трудах известных психологов
Страница 2

Психологические материалы » Язык, речь, общение » Проблема языка и речи в трудах известных психологов

Основные характеристики речевого общения Б.Г. Ананьев рассматривает с точки зрения соотношения в них общественного и личного, указывая на то, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, всегда определяется системой общественных отношений, в которые оно включено. При этом общение, замечает Б.Г. Ананьев, процесс столь же социальный, сколь и индивидуальный [4, с. 25].

Одна из основных проблем, связанных с общением, заключается в восприятии человека человеком в этом процессе. Эту проблемы поднимает А.А. Бодалев в своей работе «Восприятие и понимание человека человеком» [3]. В процессе общения, как отмечает А.А. Бодалев, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растёт способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах. По его мнению, достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении, говорит А.А. Бодалев, часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый располагает.

В процессе общения самым теснейшим образом связаны социальное и личное. Средства коммуникации, которыми пользуются субъекты в процессе общения, общественны по своему происхождению, но индивидуальны по употреблению. Таковой является речь – индивидуальное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, – языка.

Все особенности, которые характеризуют облик человека в процессе общения, могут выступать в качестве носителей определённой информации и играть роль сигналов общения. Эти признаки-сигналы из которых слагаются внешний облик и поведение человека, по словам А.А. Бодалева, могут иметь для других людей осведомительное значение и выполнять различные функции, например, осведомительную или прагматическую [3, с. 45]. Однако широта охвата сигналов информации, которые поступают от одного человека к другому в процессе общения, и отклик на них или полное игнорирование зависят не только от объективного значения этих сигналов, но и от значения субъективного. Таким субъективным значением может выступать ожидание человека реакции другого на свои действия. В своей работе А.А. Бодалев анализирует возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека другим человеком, профессиональные особенности, а также влияние рода деятельности и положения человека в процессе понимания им других людей.

Работы этих известных психологов, которые, без сомнения, внесли значительный вклад в психологическое понимание речи и остаются актуальными и заслуживающими внимания и в наше время.

Страницы: 1 2 


Сравнительный анализ типов профессиональной направленности в двух группах
Для начала мы подсчитываем количество положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по каждой. Это необходимо для выявления «типичных» знаков изменения оценок. Значения знаков шкалы указаны в Таблице 16 – 18. Данные полученные в ходе сравнительного анализа приведены в Таблице 9. Из таблицы видно, что наиболее типичными являются «отриц ...

Женский образ в рекламе
Ранее мы показали, чем можно побудить интерес потребителя и что может привлечь его внимание. Одним из самых соблазнительных и желаемых и, соответственно, одним из самых главных символов в мифологии потребления стала женщина, ее образ, включая ее тело, которое является одновременно и инструментом, и средством; далее по силе эффекта привл ...

Диагностические критерии пограничного расстройства личности
Для пограничного состояния свойственны выраженная нестабильность межличностных отношений, образа Я, эмоциональная неустойчивость, а также выраженная импульсивность. Все признаки расстройства возникают в молодом возрасте и проявляются во многих ситуациях. Для диагностики необходимо наличие пяти (или более) из следующих признаков: 1) скл ...