RSS Feed

Психодиагностический процесс
Страница 4

Теория отчуждения

немецко-африканского психолога и социолога Эриха Фромма (1900-1980) является наиболее "социализированным" учением неофрейдизма. Утрату человеком связей с миром и другими Фромм назвал отчуждением, "негативной свободой". Такое состояние угнетает человека, ведь она стремится иметь определенные отношения с другими, вступать с ними во взаимосвязь и общение. Но такой возможности внешний мир не дает, и поэтому она становится одинокой. Это, по мнению Фромма, подчеркивает двойственную структуру человека, который, с одной стороны, хочет быть независимым, что приводит к отчуждению как фатальной основы межличностных отношений. Оно может проявиться в форме конформизма, мазохизма, садизма, перерасти в агрессию. Для преодоления отчуждения людям нужно прививать гуманистические принципы, основой которых являются чувства любви к себе и к другим.

Неофрейдизской по своей сути является теория развития личности американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Согласно с ней развитие личности обуславливается социальным миром. Центральной особенностью человека является "идентичность личности", которая указывает на взаимосвязь личности и социального окружения и обнаружения в направленном человеке на себя, в отождествлении ее социальной группой, в определении ее ценностей, социальной роли и назначении.

Трансакционный анализ личности

. Как метод групповой психотерапии, трансакционный анализ личности построен на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Основателем этого метода является американский психолог Эрик Берн (1910-1970), который утверждал, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного "Я": Ребенок, Взрослый, Родитель. Трансакцией он считал единицу общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращением к другому человеку) или трансакционной реакцией (соответственно на это обращение). По мнению Берна, "незрелых личностей" нет, а есть люди, в которых Ребенок не вовремя и неумело берет на себя функцию управления всей личностью тогда, когда у них есть и хорошо структурный Взрослый, которого нужно только выявить и привести в действие. У так названных "зрелых людей" наоборот: контроль за поведение всегда осуществляет Взрослый, но и у них Ребенок может добывань наслаждение. Все три аспекта личности важны для функционирования и употребления, заслуживают одинакового внимания, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценным и плодотворным. Самым необходимым для жизни является состояние "Взрослого", поскольку человеку приходится обрабатывать разнообразную информацию, преодолевать трудности и многое другое. Взрослый, будучи посредником, контролирует действие Родителя и Ребенка.

Интересным является мысль Э. Берна, что большинство людей основное свое время отводить на игру, а не на саму жизнь, искренние человеческие отношения, которые приносят настоящее удовольствие.

Вывод

Более чем вековое развитие психодиагностики, выступавшей на Западе в обличье психологического тестирования, а позднее - психологической оценки, происходило, как правило, вне методологического осмысления этой области психологической науки. Долгое время господствование в психологическом тестировании эмпиризма и позитивизма не только способствовали формированию взглядов на его узкоприкладной характер, но и разделению теории и практики психологических измерений, обособлению дифференциальной психологии, претендующей на роль науки об индивидуально-психлогических различиях.

Несмотря на то, что психодиагностика основывается не только на измерении, но и на оценке, важнейщим ее инстументом был и остается тест. Многочисленные попытки создания так называемых обьективных тестов нередко приводят к оппозиции обьективного и психологического описания личности, отрицанию субьективности как реальности, способствует укреплению широко распространенного заблуждения в том, что физиологические показатели - единственный источних обьективной информации о субьективных явлениях.

Одной из важнейших проблем психодиагностики можно назвать преодоление разрыва между индивидуально-психологическим и социально-психологическим описанием личности.

Так или иначе, психологическая диагностика затрагивает внутренний мир личности, а поэтому большое значение приобретают этические аспекты работы диагноста, в наших условиях все еще остающиеся благими пожеланиями, выполнение или невыполнение которых остается личным делом психолога.

Страницы: 1 2 3 4 


Идея вальдорфской школы
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году – ...

Предметность. Констатность
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объект ...

Объяснение феномена памяти
Существует множество гипотез относительно феномена памяти. «Феномен мышечной памяти. Если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздо проще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигать этих высот с нуля. Даже при значительном атрофировании (“сдутии” мышц), имеющем место после зна ...