RSS Feed

Личностные опросники
Страница 1

Личностные опросники - классический образец субъективного диагностического подхода. Опрос - один из наиболее надежных способов получения знания о личности, и поэтому вполне понятно давнее стремление исследователей к его объективизации. Это находит свое выражение прежде всего во все более возрастающих требованиях к надежности и валидности личностных опросников.

Работая с личностными опросниками, которые были, есть в обозримом будущем будут наиболее популярными инструментами оценки личности, каждый специалист-психолог должен четко знать, что предоставляет собой эти психодиагностические методики, что скрывается за их фасадом.

Личностные опросники внешне представляют собой разной величины перечни вопросов или утверждений, на которые обследуемый должен отвечать в соответствии с предложенной ему инструкцией. Количество вопросов (утверждений) значительно варьирует. Множество личностных опросников, разработанных к настоящему времени, по диагностической направленности можно подразделить на:

·опросники черт личности (например, опросники Р. Кеттела);

·опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);

·опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

·опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);

·опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);

·опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, следует различать:

·опросники факторные, для конструирования которых используется факторный анализ (например, опросники Р. Кеттела);

·опросники эмпирические, которые создаются на основе критериально-ключевого принципа (например, MMPI).

Наконец, все личностные опросники могут быть разделены на те, которые предназначены для измерения какого-либо одного качества (свойства) или нескольких. Обозначим их как одномерные и многомерные. Фактически все опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и при группвом обследовании.

В личностных опросниках наиболее распространенные следующие формы вопросов (утверждений),

а) Вопросы, предусматривающие ответы типа "да-нет".

б) Вопросы, предусматривающие ответы типа: "да", "нечто среднее", "нет". Добавляется неопределенный ответ.Как правило, неопределенные ответы неинформативны, а в опросниках со средней категорией ответов может актуализироваться соответствующая установка, искажающая получаемую информацию. Использование такой формы вопросов связано с тем, что у некоторых истытуемых возникает раздражительность, отказ от работы в том случае, когда их заставляют отвечать утвердительно или отрицательно.

в) Вопросы, предусматривающие ответы типа: "правда-ложь", или так называемые альтернативные задания.

г) Вопросы, предусматривающие ответы типа: "нравится- не нравится" (одно слово или фраза). Редко используемая форма вопросов.

д) Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-бальная с коайним значением "всегда" и "никогда". Основные проблемы, возникающие при такой форме вопросов, связанные с пониманием обследуемых терминов, указывающих на частоту, и возможность появления я стараюся показать свое превосходство. Варианты ответов: "всегда", "очень редко", "часто", "от случая к случаю", "редко", "очень редко", "никогда".

е) Вопросы, предусматривающие ответы, являющиеся вариантами "да-затрудняюсь ответить-нет". Это могут быть такие ответы, как "обычнно-иногда-никогда", "согласен-не уверен-не согласен" и так далее. Подбор того или иного варианта обуславливается смысловыми особенностями вопроса (утверждения).

ж) Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных обследуемому развернутых высказываний. Обычно это завершающие предложенные фразы, одну из которых и необходимо избрать. Используется два, три и более вариантов выбора.

С помощью тестирования устанавливают психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организаторских), привычек, научений. Главным инструментам во время использования этого метода является тест.

Тест - специально разработанные задания и проблемы ситуации, использования которых в результате колличественных и качественных оценок может стать показателем развития определенных психологических качеств, способностей личности.

Современная психодиагностика использует такие основные виды тестов:

- тесты интелекта (задачи на логическое отношение, обобщенность, смекалку);

- тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);

- личные тесты ( с целью изучения характеристик личности, их психологических качеств);

-проэктивные тесты (используются в процессе изучения личности и характеристик, в существовании которых человек полностью не уверен, не понимает или не хочет признавать у себя, например, плохие черты способностей).

Страницы: 1 2


Основные теоретические аспекты изучения мотивационно-потребностной сферы супругов. Особенности понятия мотивов и потребностей в психологии
История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности человека в пище, в жилье, одежде, отдыхе. В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия «нужда», «потребность», «желание», «мотив» [30, с.31]. Исходным для объяснения источников активности поведения человека яв ...

Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
В рамках компьютерного обеспечения дипломного проекта были использованы: Операционная система Windows XP представляет собой новейшую версию операционной системы Windows. Основанная на технологии Windows NT, Windows 2000, включает многие черты Windows 98, в том числе внешний вид и набор функций. Помимо этого, Windows XP Professional пре ...

Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка
У ребенка с высоким уровнем тревожности укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и постепенно вводить ребенка в игру. Иногда нужно п ...