RSS Feed

Методы выявления акцентуаций
Страница 1

Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включая беседу, он обращал особое внимание на мимику, жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержания высказываний человека его настоящим переживаниям. Например, ничего не выражающее лицо может свидетельствовать о равнодушии обследуемого, вопреки его утверждению о том, что он полон печали. Или наоборот, человек может заявлять, что «все давно забыто», но при этом проговаривать это слишком быстро или с большими паузами и сопровождать свою речь едва заметными вздохами, выдающими то, что он пытается скрыть за словами – печаль, огорчение, досаду и т.п.

Для прояснения истинной картины поведения Леонгард старался выяснить факты, которые действительно имели место в жизни и могли бы подтвердить либо опровергнуть наличие тех черт, о которых говорит человек. Так, обследуемый может отрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного, живого и т.д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможет рассказать, в чем именно проявляется его старательность и серьезность. По мнению Леонгарда, заявления человека могут служить лишь ориентиром для того, кто пытается описать его личность. Объективным же критерием описания являются особенности поведения в конкретных ситуациях, подтвержденные яркими примерами, демонстрирующими наличие существенных отличий поведения обследуемого от поведения других людей.

Таким образом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достоверными методами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению, можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использовании вопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимо делать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях.

При анализе акцентуаций необходимо учитывать ряд важных моментов, связанных со спецификой подходов авторов, которые работали в этом направлении.

1. Типология акцентуаций характера представляет собой обобщение опыта работы с пациентами психиатрической клиники. Она была разработана К. Леонгардом для постановки и уточнения диагноза, на основании которого можно проводить лечение больных людей.

2. Поскольку наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, а свидетельствует об определенном потенциале личности, подход К. Леонгарда можно использовать в работе со здоровыми людьми с целью описания их возможностей и ограничений, а также прогноза поведения в различных ситуациях. Однако при этом необходимо проявлять осторожность в интерпретациях и не забывать о «крайностях», которые Леонгард включил в свои описания выделенных им типов.

3. Личностный опросник Г. Шмишека был составлен на основе вопросов, которые К. Леонгард задавал своим пациентам в процессе клинической беседы, и не противоречит общему подходу автора концепции акцентуированных личностей. Тем не менее, тест имеет свои ограничения, поэтому результаты, полученные после подсчета данных, нуждаются в уточнении, которые лучше всего делать в процессе беседы и наблюдения за человеком в реальных жизненных ситуациях.

Страницы: 1 2


Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором
1) Ситуационно-должностной подход на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Постулируется, что мужчины и женщины. Выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по повед ...

Слух как новый вид рекламы.
Верить больше нельзя даже друзьям – компании могли превратить их в своих агентов. Российский бизнес вслед за американским берет на вооружение маркетинг с помощью «проповедников брэндов». Агент Кейт похожа на фотомодель, агент Мэри – на домохозяйку, а агент Вилльям – на профессора. В повседневной реальности у них другие имена и обычна ...

Феномен детектора ошибок
Существует феномен “детектора ошибок”, открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он в виде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана. Например, уходя из дома, человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как в мозгу формируется некая контролирующая программа. В резуль ...