RSS Feed

Воображение

Воображение, как и мышление, относится высшему познавательному процессу. Самой главной особенностью процесса воображения является то обстоятельство, что оно дает возможность не только еще до начала представлять результат труда, но и представлять промежуточные продукты труда. Следовательно, воображение конструирует некую психическую модель конечного образа или промежуточного, что в целом способствует его вещественному воплощению.

Воображение, как и мышление также структурировано

В психологии воображение делят на пассивное и активное воображение. В пассивном воображении главенствующую роль играет фантазия. Именно она создает мифические образы, которым не суждено воплотиться в реальность. В свою очередь пассивное воображение подразделяется на преднамеренное и непреднамеренное.

Активное воображение можно разделить на воссоздающее и творческое. Если человек конструирует образы, основываясь на первоисточник, то он аппелирует воссоздающим воображением. Напротив, если индивид создает самостоятельно новые образы, реализующиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности, то в этом случае можно говорить об использовании творческого воображения. Творческое воображение можно оценить по соотношению определенных показателей. Во-первых, исследуется степень соответствия воображения существующим ограничительным факторам. Во-вторых, оценивается новизна и оригинальность объекта. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, следовательно, оно утопично.

В воображении особо выделяют понятие "мечта". В данном типе воображения человек создает образы самостоятельно. Мечта имеет свои отличительные черты. Во-первых, в мечте человек конструирует образ желаемого объекта. То к чему человек стремится, образно воплощается в воображении. Во-вторых, мечта не дает мгновенного объективного продукта (например, какое-либо изобретение или произведение искусства). Напротив, она обращена в будущее, то есть это есть воображение будущей деятельности.

Безусловно, воображение играет в деятельности человека не последнюю роль. Она тесно связано с эмоциональными переживаниями, так как когда человек представляет, именно то, что ему хочется у него возникают положительные эмоции. Она позволяет его отвлечься от ситуации настоящего времени, побуждает его сделать анализ сложившейся ситуации. Кроме того воображение напрямую связано с реализацией волевых действий человека. Действительно, человек, прежде чем что то создать, то он это себе мысленно представляет. Если это не делать, то трудовая деятельность человека превратиться в обыкновенный механический труд, а человек в бездушную машину. Творческая деятельность удаляет человека от однообразного механического труда и улучшает воображение.

Воображение у людей развито и проявляется в деятельности неодинаково. Степень развитости или неразвитости воображения зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека, что выражается в создании самых различных образов, характеризующиеся различной степенью яркостью образов и глубиной, новизной и осмысленностью. Мощь воображения можно оценить посредством оценки создания неправдоподобных и причудливых образов (например, в сказках). Соответственно слабая степень воображения проявляется в бедности образов. В силу того, что воображение связано с мышлением, то слабо воображение является причиной трудности у человека в решении мыслительных задач, суть которых состоит в умении наглядно представлять конкретные ситуации.


Сознание и бессознательное
Сознание человека – это высшая форма психического отражения действительности в виде субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К признакам сознания относятся речь, мышление, способность создавать модель окружающего мира в виде образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каж ...

Подпериод конкретных операций (7—11 лет)
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совер ...

Об агрессии во время спора
Рассматривая проблемы споров и критики, нельзя не остановиться на проблеме агрессии и стресса у участников этой не всегда приятной ситуации. Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения в поведении. Довольно даже мимолетного взгляда, чтобы заметить характерные признаки. Почему же ни од ...