RSS Feed

Введение

Материнство изучается в психологии в различных аспектах, пси­хологических школах и направлениях. Есть немало научных и науч­но-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспек­ты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т. д. Важность ма­теринского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятель­ной реальности, требующей разработки целостного научного подхо­да для его исследования.

Конкретно-культурная модель материнства — как содержание всех блоков материнской сферы женщины — ориентирована на раз­витие у ребенка соответствующего конкретно-культурного варианта его социально-комфортной сферы. Воспитание необходимого содер­жания материнской сферы обеспечено различными средствами в каж­дой культуре и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие как видотипичных, так и конкретно-культурных материнских функций без осознания матерью самих этих функций и их роли в развитии социально-комфортной сферы ребенка, его сферы общения и неспецифических мотиваци-онных основ его образа мира. Ситуация в современном обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели» материнства, сочетающаяся с расширением и появлением открытого содержания самой модели социально-комфортной сферы субъекта, не обеспеченной соответствующей моделью материнской потребностно-мотивационной сферы. В настоящее время наблюда­ется тенденция поиска нового «пути к модели», основанная на осоз­нании как потребностей материнской сферы, так и особенностей пси­хического развития ребенка.

Модель материнства и обеспечение ее формирования в онтогене­зе женщины («путь к модели») в каждой культуре достаточно жестко выражены и соответствуют столь же определенной модели развития взрослого члена общества. М. Мид в этой связи отмечает, что коли­чество альтернатив (то есть вариантов личностных особенностей взрослых членов общества, социальных и семейных ролей), с кото­рыми столкнется ребенок при вступлении в самостоятельную жизнь, довольно ограничено. В традиционных культурах условия онтогене­за создают возможность адаптации ребенка к большему количеству вариантов, чем содержится в его культуре, так как происходит пере­распределение материнских функций, ведущее к образованию у ре­бенка множественных привязанностей, их непрерывности и прочно­сти. В условиях современного общества евро-американского типа на­оборот, существует несоответствие обеднения и ригидности форми­рования привязанности ребенка в раннем онтогенезе, с одной стороны, и множественности моделей поведения (социальных и се­мейных), с которыми ребенок столкнется во взрослой жизни, — с дру­гой. Концентрация всех материнских функций на матери создает ус­ловия для формирования привязанности, ориентированной только на один объект. Это не соответствует новым требованиям к личности как свободной, самореализующейся и независимой. Кроме того, су­жение объектов привязанности и обеднение вариативности материн­ских функций (так как все сосредоточено в одном субъекте — мате­ри) также ведет к меньшей вариативности развития ребенка.

Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материн­ства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях раз­вития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостаю­щей информации. Помимо возникновения потребности в повышении своей родительской компетентности, происходит осознание недоста­точности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникно­вению материнских чувств. Все это ведет к направленному, осознан­ному развитию не только информационных, но и эмоциональных ос­нов материнской сферы. Ее построение становится задачей самого субъекта материнства. Женщина интересуется тем, что она должна чув­ствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к мате­ринству теперь не ограничивается ведением беременности и сведени­ями об уходе за ребенком и кормлении. В нее входят развитие эмоцио­нальной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения и т. п. Разумеется, этот новый «путь к модели» еще только начинается. Но, возможно, он приведет не только к новой модели ма­теринства и формированию соответствующих содержаний материнс­кой сферы женщины, но и окажется эффективным для воспитания ребенка, обладающего высоким уровнем эмоционального благополу­чия и способностью к активной и счастливой жизни в новых условиях развития общества.


Групповые методы обучения. Дискуссионные методы
Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами крупнейшею швейцарского психолога Жана Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на ...

Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений
Цель коррекционной программы: - создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений; - апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности. Задачи: - формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ...

«Общее представление о памяти»
Каждый день, каждый час, каждую минуту человек получает какие-то впечатления об окружающем его мире. Эти впечатления сохраняются, закрепляются, а когда человеку потребуется – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущег ...