Природа страхов и фобий в психоанализе
По Фрейду страх – состояние аффекта – объединение определенных ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, главным образом невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения. (1)
Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности.
В 1909 году публикуется работа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Трактовка возникшей у ребенка боязни, что на улице его укусит лошадь, основывается на раскрытии комплексов зависти к пенису и боязни кастрации, а также изучении сексуальных представлений Ганса. (2)
Согласно Фрейду, один из существенных признаков фобий – то, что в них внутренняя опасность переводится во внешнюю – невротический страх превращается в кажущийся реальным. В фобиях нужно видеть лишь синдромы, принадлежащие к различным неврозам, и им не следует придавать значение особых болезненных процессов. В большинстве случаев фобии излечимы при помощи психоанализа или иного квалифицированного психотерапевтического вмешательства.
Фрейд говорит, что такие заболевания очень часты. В большинстве случаев фобии заглушаются в детской, перерастая в невроз. «Когда приступаешь к психоанализу взрослого невротика, у которого болезнь, предположим, обнаружилась в зрелые годы, то каждый раз узнаешь, что его невроз связан с детским страхом и представляет только продолжение его…» (2)
Происхождение страха двояко:
1. Как прямое следствие травматического фактора;
2. Как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора.
Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.
Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести
. Единственное место сосредоточения страха – Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях – как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха – страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом коего – разнообразные фобии.
Также Фрейд описал следующие виды страха:
· Страх животных
(страх фобии животных) – неизменный кастрационный страх – страх реальный, перед опасностью реальной или понимаемой как реальная. Здесь вытеснение создается страхом, а не наоборот.
· Инфантильный страх
– детский страх, который первоначально есть лишь выражение того, что недостает любимого человека. Он наблюдается и у взрослых как страх невротический, порожденный непосредственным преобразованием либидо в страх.
· Невротический страх
– разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков; возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций. В психоанализе особо выделяются такие его формы:
1. Свободный страх – общая неопределенная боязливость;
2. Многообразные фобии, когда страх крепко связывается с определенными содержаниями представлений;
3. Спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и др. формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффекта страха или приступа свободного страха, которые или сопровождают симптомы, или же выступают независимо от каких-либо условий и без видимой обусловленности внешней опасностью.
· Страх реальный
– рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
· Свободный страх
– общая неопределенная боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «страха ожидания» или «боязливого ожидания». Страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх. Высокие степени свободного страха всегда имеют отношение к заболеванию неврозом страха.
· Страх смерти
– процесс, в ходе которого Я слишком широко расходует запас своего нарциссического либидо. Он подобен кастрационному страху. (1)
Согласно Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.
Методы изучения личности
Как известно, психологический тест может быть охарактеризован как эффективный в том случае, если он удовлетворяет следующим основным условиям:
а) использование шкалы интервалов;
б) надежность;
в) валидность;
г) дискриминативность;
д) наличие норматичных данных.
Разумеется, конструирование тестов, относящихся к разумным диагностиче ...
Воображаемая модель и воображаемое представление
Под мысленной (воображаемой) моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Поскольку воображаемые модели относятся к классу образов воображения, они обладают некоторыми общими признаками. Сюда относятся такие свой ...
Ребенок в семье. Стили родительского поведения.
На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. Кроме того, социальное научение зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья и ...