Беседа 3
21 июля 1999 года.
Клиент: М.
Пол женский, 18 лет.
М:
Если я ложусь спать одна дома, то чувствую сильнейший страх. Мне кажется, что вот-вот в окно кто-то постучит, и я вся цепенею…
С:
Как ты думаешь, кто это может быть?
М:
Это мертвецы! Больше всего на свете я боюсь трупов…, моргов и кладбищ. Даже рядом с ними не могу находиться.
С:
Представь, пожалуйста, что ты идешь по ночному кладбищу.
М:
О, это ужасно…
С:
В какой части тела ты чувствуешь ужас?
М:
В сердце.
С:
Перемести его на этот стул. Как он выглядит?
М:
Это большой белый шар. Когда он рядом, мне страшно. Он ужасает меня. Я беззащитная…
С:
Не напоминает ли тебе это состояние какую-нибудь ситуацию из прошлого?
М:
(дрожащим голосом)
Сейчас я вспомнила, что когда мне было 13 лет, мой старший брат закрыл меня в комнате с умершей бабушкой. Я очутилась одна в темноте, светила луна. Увидев её труп на столе, я закричала, но никто не услышал…
С:
И с тех пор ты стала пугать себя мертвецами?
М:
Так и есть. (грустно улыбается)
С:
Вернёмся к белому шару. Стань им. Что ты хочешь от М, шар?
М
(от лица шара):
Пугать её, это моя роль.
С:Шар, что ты говоришь М?
М(в роли шара, громко восклицает):
Не шляйся!!! (Мы обе смеёмся)
С:
Чья это фраза?
М:
Мамина. Точно, она всегда, запрещая мне поздно возвращаться домой, запугивала. Ведь я слушаюсь только тогда, когда мне страшно.
С:
Стань, пожалуйста, М. Предлагаю тебе дать почувствовать шару то же, что чувствуешь ты, когда пугаешься. Представь, что он идет по кладбищу. Пусть твой страх из сердца лучом передается шару. Что с ним происходит?
М:
Он уменьшается.
С:
Отлично, продолжай этот процесс. Передай ему весь страх.
М:
Мне уже жалко его…Он такой испуганный, несчастный…
С:
Хочешь ли ты проявить к нему добрые чувства?
М:
Да, очень. Я обнимаю его, жалею.
С:
Продолжай столько, сколько тебе хочется.
М:
Он радуется. А сейчас он прыгнул ко мне в сердце.
С:
Он нравится тебе?
М:
Очень.
С:
Согласна ли ты всегда быть с ним и принять как часть себя?
М:
Да. Теперь он будет действовать, только если мне действительно грозит опасность.
С:
Хорошо, давай представим, что ты оказалась на кладбище ночью…
М:
Это удивительно: мне совсем не страшно.
С:
А как насчёт того, чтобы переночевать одной?
М:Я бы с удовольствием сейчас уснула одна в своей постели. Страх исчез. Спасибо.
Страх и беспокойство
Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, что тот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так ж ...
Особенности формирования профессиональной направленности личности в период
юности (ранней зрелости)
В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период.
Стадия ранней зрелости охватывает период с ...
Основные положения концепции стресса Г.Селье и их развитие. Начало создания
концепции стресса
Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”:
-увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;
-уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез, точечные кровоизлияния и кровотече ...