RSS Feed

Беседа 3

21 июля 1999 года.

Клиент: М.

Пол женский, 18 лет.

М:

Если я ложусь спать одна дома, то чувствую сильнейший страх. Мне кажется, что вот-вот в окно кто-то постучит, и я вся цепенею…

С:

Как ты думаешь, кто это может быть?

М:

Это мертвецы! Больше всего на свете я боюсь трупов…, моргов и кладбищ. Даже рядом с ними не могу находиться.

С:

Представь, пожалуйста, что ты идешь по ночному кладбищу.

М:

О, это ужасно…

С:

В какой части тела ты чувствуешь ужас?

М:

В сердце.

С:

Перемести его на этот стул. Как он выглядит?

М:

Это большой белый шар. Когда он рядом, мне страшно. Он ужасает меня. Я беззащитная…

С:

Не напоминает ли тебе это состояние какую-нибудь ситуацию из прошлого?

М:

(дрожащим голосом)

Сейчас я вспомнила, что когда мне было 13 лет, мой старший брат закрыл меня в комнате с умершей бабушкой. Я очутилась одна в темноте, светила луна. Увидев её труп на столе, я закричала, но никто не услышал…

С:

И с тех пор ты стала пугать себя мертвецами?

М:

Так и есть. (грустно улыбается)

С:

Вернёмся к белому шару. Стань им. Что ты хочешь от М, шар?

М

(от лица шара):

Пугать её, это моя роль.

С:Шар, что ты говоришь М?

М(в роли шара, громко восклицает):

Не шляйся!!! (Мы обе смеёмся)

С:

Чья это фраза?

М:

Мамина. Точно, она всегда, запрещая мне поздно возвращаться домой, запугивала. Ведь я слушаюсь только тогда, когда мне страшно.

С:

Стань, пожалуйста, М. Предлагаю тебе дать почувствовать шару то же, что чувствуешь ты, когда пугаешься. Представь, что он идет по кладбищу. Пусть твой страх из сердца лучом передается шару. Что с ним происходит?

М:

Он уменьшается.

С:

Отлично, продолжай этот процесс. Передай ему весь страх.

М:

Мне уже жалко его…Он такой испуганный, несчастный…

С:

Хочешь ли ты проявить к нему добрые чувства?

М:

Да, очень. Я обнимаю его, жалею.

С:

Продолжай столько, сколько тебе хочется.

М:

Он радуется. А сейчас он прыгнул ко мне в сердце.

С:

Он нравится тебе?

М:

Очень.

С:

Согласна ли ты всегда быть с ним и принять как часть себя?

М:

Да. Теперь он будет действовать, только если мне действительно грозит опасность.

С:

Хорошо, давай представим, что ты оказалась на кладбище ночью…

М:

Это удивительно: мне совсем не страшно.

С:

А как насчёт того, чтобы переночевать одной?

М:Я бы с удовольствием сейчас уснула одна в своей постели. Страх исчез. Спасибо.


Страх и беспокойство
Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, что тот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так ж ...

Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости)
В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. А зрелость рассматривалась как стабильный период. Стадия ранней зрелости охватывает период с ...

Основные положения концепции стресса Г.Селье и их развитие. Начало создания концепции стресса
Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”: -увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников; -уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез, точечные кровоизлияния и кровотече ...