RSS Feed

Системный подход и теория функциональных систем
Страница 1

Психологические материалы » Теория функциональных систем в психологии » Системный подход и теория функциональных систем

Системный подход - не новость в науке, в частности в психологии. И до начала 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время, очевидно, что понимание системности изменялось на последовательных этапах развития науки; неодинаково оно и для разных вариантов системного подхода, существующих на одном и том же этапе. Поэтому одного провозглашения системного подхода в качестве основного недостаточно для его действительного использования в конкретном исследовании. Почему же именно теория П.К. Анохина оказалась наиболее эффективным и приемлемым для психологов вариантом реализации системной методологии? В чем состоит отличие ТФС от других вариантов системного подхода, и чем определяется её особое значение для психологии?

В отличие от других вариантов системного подхода в ТФС было разработано представление о системообразующем факторе, который, являясь неотъемлемым компонентом системы, ограничивает степени свободы ее элементов, создавая упорядоченность их взаимодействия, и оказывается изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему для анализа самых разных объектов и ситуаций. Этот фактор - результат системы

, под которым понимается полезный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения и деятельности с точки зрения ТФС рассматривается не прошлое

по отношению к ним событие - стимул, а будущее

– результат. Включение в концептуальный аппарат системного подхода изоморфного системообразующего фактора - результата действия, кардинально изменившее понимание детерминации поведения, является первым важнейшим признаком, отличающим ТФС от других вариантов системного подхода.

Каким образом результат - событие, которое наступит в будущем, может детерминировать текущую активность, быть ее причиной? Анохин решил этот "временной парадокс", использовав понятие о модели будущего результата - цели,

которая и выступает в качестве такой детерминанты, и разработав представление об акцепторе результатов действия,

формируемом до реального появления результата и содержащем его прогнозируемые параметры.

Естественнонаучные и вообще экспериментальные методы сочетаются, как правило, с каузальным объяснением поведения и деятельности. Заслуга Анохина состоит не в том, что он использовал понятие цели в анализе поведения (целенаправленность поведения была очевидна уже для Аристотеля), а в том, что, введя представление об акцепторе результатов действия, он устранил противоречие между каузальным и телеологическим описанием поведения.

На основании данных, полученных в самых ранних своих экспериментах, Анохин пришел к выводу, что для понимания приспособительной активности индивида следует изучать не "функции" отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании (как непосредственных отправлений того или иного субстрата), а организацию целостных соотношений индивида со средой для получения конкретного результата. Рассмотрев функцию

как достижение этого результата, Анохин дал следующее определение функциональной системы.

Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата.

Проблема цели, которая организует части в целое, придавая ему особые свойства, тесно связана с вопросом о специфике жизни. Анализ проблем происхождения и развития жизни с позиций ТФС привел Анохина к необходимости введения новой категории: опережающее отражение,

которое появилось с зарождением на Земле жизни и является отличительным свойством последней. Оно связано с активным отношением живой материи к пространственно-временной структуре мира и состоит в опережающей, ускоренной подготовке к будущим изменениям среды. Так как принцип активного опережающего отражения начал действовать вместе с возникновением жизни, он представлен на всех уровнях ее организации. Поэтому речь должна идти не о смене реактивности активностью на определенном этапе онто- или филогенеза, на определенном уровне организации тех или иных процессов, а только о том, в какой форме этот принцип представлен на данном этапе и уровне.

Страницы: 1 2


Основные положения концепции стресса Г.Селье и их развитие. Начало создания концепции стресса
Начало созданию концепции стресса положил случайно обнаруженный в эксперименте Г.Селье в 1986г “синдром ответа на повреждение как таковое получивший название “триада”: -увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников; -уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимф. Желез, точечные кровоизлияния и кровотече ...

Теории способностей
В психологии выделяется три концепции способностей: А) теория наследственности способностей, Б) теория приобретенных способностей, В) приобретенное и природное в способностях. 1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их прояв ...

Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Программа социологического исследования способов и методов регулирования конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих. Обоснование проблемы исследования. Конфликтные ситуации, возникающие в деятельности государственных и муниципальных служащих, отрицательно сказываются на работе служащих – на рабочем мес ...