RSS Feed

Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации
Страница 3

Психологические материалы » Теория функциональных систем в психологии » Функциональная система как универсальный принцип изучения уровней биологической организации

На ряду с этим имеются еще 3 нейродинамических процесса нервной системы, которые представляют собой непрерывно сопутствующие факторы, облегчающие сам афферентный синтез.

Первым из них является процесс восходящей активации, который всегда сопровождает ориентировочно-исследовательскую реакцию и создает благоприятное соотношение общей возбудимости на синоптических образованиях коры мозга. Вторым динамическим процессом является процесс реверберации возбуждений между различными функционально связанными пунктами ЦНС (и в особенности между корой и подкоркой) и, наконец, третий процесс, который, очевидно также имеет реверберационный характер, - это центробежное повышение возбудимости или снижение порога периферических рецепторов, вовлеченных в активный подбор дополнительной информации из внешнего мира в момент афферентного синтеза.

Характерными физиологическими признаками афферентного синтеза являются два признака , делающее понятной необходимость этой стадии в формировании поведенческого акта.

Прежде всего, надо отметить первый факт, что все компоненты афферентного синтеза должны обрабатываться абсолютно одновременно (симультанно), несмотря иногда на последовательность поступления их в ЦНС, и именно только в этом заключается успех окончательного восприятия решения. Мы изучали нейрофизиологически эту симультанность всех процессов афферентного синтеза и нашли, что встреча всех видов афферентаций неизбежно должна произойти на одном и том же нейроне и только после этой взаимной «примерки» формулируется как «принятие решения», как и вся дальнейшая цель механизмов функциональной системы.

Второй особенностью афферентного синтеза является то, что в нем также, как и в других узловых механизмах, физиологическая и морфологическая, т.е. функция и структура неотделима друг от друга, а если опуститься до молекулярных процессов клетки, то они, по сути дела, являются реально едиными.

Вся эволюция мозга, и особенно эволюция рецепторных частей, и особенно эволюция рецепторных частей, т.е. органов чувств, отражала усложнение условий жизни, а. следовательно, и усложнение принятия решения.

Детальные исследования показывают, что в момент начала действия тысячи таких кругов, «ожидающих» результата, уже возбуждены и находятся в непрерывном возбуждении. Когда действие совершается, по всем рецепторам идет обратная афферентация. Она поступает в нервные круги, где и осуществляется оценка результата действия.

Сейчас у нас возникло предположение, что эти комплексы, оценивающие результат, отличаются и некоторыми особенностями своей структуры в нейрохимическом отношении. По крайней мере, клетки этого комплекса (синапсы) реагируют, например, на наркотики раньше всех остальных клеток коры мозга. Это открывает широчайшие возможности новых исследований.

Страницы: 1 2 3 


История изучения индивидуальности в отечественной психологии
Значение проблемы индивидуальности менялось в ходе развития научного знания. В послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностью заслонили десятилетия живого Я. В конечном счете, это вело к полному растворению личности в коллективе, к разрушению возможностей личного творчества и индивидуальной инициативы, к формир ...

Основные
Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Наблюдение имеет следующее основные области применения: 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуа ...

Гендерные образы в рекламе
Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который является все более очевидным, более активным и действующим. Реклама, проникшая и проникающая во все сферы общества, активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей. Реклама передает информацию ...