RSS Feed

Стадии стресса
Страница 1

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Первая ступень стресса. Датчики великолепной «живой машины» обнаруживают превышение допустимых уровней и подают предупредительные сигналы. Системы управления - регуляции энергично мобилизуют защитные ресурсы.

Если действие стрессора не прекратилось, наступает вторая стадия, второй этап борьбы существования приспособительных механизмов со стрессором. Возникает равновесие между силой вопроса - непривычным требованием окружающей среды и силой ответа - изменением голлостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго - месяцами и даже годами.

И только когда резервные, приспособительные возможности систем внутренних равновесий будут исчерпаны, наступит третья стадия стресса, которая ведет к истощению. И снова внутренние датчики организма просигналят - тревога, защитные возможности подошли к концу, надо отступить.

Если вести борьбу со стрессом дальше, то неизбежно разовьется какая-нибудь из “болезней стресса”, точнее болезненный дистресс. Когда уже не хватает сил, появляется истощение. Таблица представляет классификацию степеней переутомления с указанием наиболее характерных симптомов (рис 1).

Симптомы

Степени переутомления

I - начинающееся

II - лёгкое

III - выраженное

IV - тяжёлое

Снижение дееспособности

Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке

Компенсация дееспособности волевым усилием

Эмоциональные сдвиги

Расстройство сна

Снижение умственной работоспособности

Малое

При усиленной нагрузке

Не требует

Временами снижение интереса к работе

Трудно засыпать или просыпаться

Нет

Заметное

При обычной нагрузке

Полностью

Временами неустойчивость настроения

Много труднее засыпать или просыпаться

Трудно сосредоточиться

Выраженное

При облегчённой нагрузке

Не полностью

Раздражительность

Сонливость днём

Временами забывчивость

Резкое

Без всякой нагрузке

Незначительно

Угнетённое состояние, резкая раздражительность

Бессонница

Заметное ослабление внимания и памяти

Страницы: 1 2


Значение родительской заботы о потомстве в формир. психики у зрело - и незрелорожд. жив.
Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движением имеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в о ...

Интеллект
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, вн ...

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ, МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни люд ...