RSS Feed

Способности

Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятельности (как правило, творческой), а характер обусловливает все поведение человека и все виды его деятельности. Существуют различные классификации способностей. Их принято делить на элементарные и сложные, а также на общие и частные.

К элементарным частным способностям можно отнести, например, музыкальный слух, моторную память (это способность развита у танцоров, гимнастов, фигуристов), способность к эмпатии. Их называют частными, поскольку они не могут быть в равной степени присущи разным людям. Элементарными же они называются, поскольку определяют успешность какого-либо одного, определенного вида деятельности.

Сложные частные способности – это способности профессионального характера. Они также обеспечивают успешность в каком-либо одном виде деятельности, но являются комплексными. Например, художник должен обладать развитым чувством цвета, перспективы, тонкой моторикой, художественным вкусом. Все вместе это можно назвать способностью к художественному творчеству.

В отличие от этого, сложные общие способности предполагают вероятность успеха не в каком-то конкретном виде деятельности, а скорее в целой сфере или направлении (например, способность к лидерству, способность к игре, способность к творчеству, к эстетической деятельности и т. п.).

Ну а общие элементарные способности – базис всех трех вышеописанных видов. Они включают в себя особенности восприятия, мышления, интеллекта, памяти, моторики.

Физиологической основой способностей являются задатки – врожденные морфологические и функциональные особенности мозга.

Согласно другой распространенной классификации выделяют следующие виды способностей.

1. Природные способности (базирующиеся на врожденных качествах индивида – задатках).

2. Специфические человеческие способности (основаны на освоении культурно-исторического опыта и направлены на адаптацию и развитие человека в социуме). Они, в свою очередь, делятся на следующие виды:

1) теоретические и практические (в зависимости от рода деятельности, в котором они применяются);

2) учебные (необходимые для процесса усвоения знаний);

3) творческие (применяемые в процессе создания предметов материальной и духовной культуры, открытий, изобретений);

4) коммуникативные (позволяющие активно взаимодействовать с окружающими людьми);

5) предметно-деятельностные (позволяющие человеку осуществлять предметную деятельность в сфере науки, техники, овладения информацией и взаимодействия с природой).

Высшую степень способностей личности к определенной деятельности называют талантом. Высшую степень творческих проявлений личности называют гениальностью. Человека, способного ко многим видам деятельности, называют одаренным.


Анализ результатов исследования
На основании проведенного корреляционного анализа между данными выделенных блоков по изучению самостоятельной работы можно отметить следующее. Корреляционный анализ между мотивами, которые склонили к выбору специальности «психология» и часами, отведенными на самостоятельную работу, позволил получить результаты, отраженные в таблице 2.1 ...

Использование конструирования в коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Значение конструирования как средства коррекции зрительного восприятия дете
В психолого-педагогической литературе конструирование относится к продуктивным видам деятельности. Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем други ...

Соотношение топографической и динамической моделей психики
Элементы и структуры двух моделей психики можно соотнести между собой. Так, на рисунке показано, что сфера Ид полностью не осознаваема, в то время как Эго и Супер-Эго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид. Фрейд пре ...