Два подхода в психологии – две схемы анализа. Двучленная
схема анализаСтраница 2
Схема эта с классической ясностью выступила уже в психофизике и физиологической психологии прошлого столетия. Главная задача, которая ставилась в то время, заключалась в том, чтобы научить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. Позже, в бихевиоризме, т.е. применительно к изучению поведения, эта двучленная схема нашла свое прямое выражение в знаменитой формуле S – R.
Неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, его предметную деятельность.
Принципиальные трудности, создаваемые в психологии двучленной схеме анализа и тем «постулатом непосредственности», который скрывается за ней, породили настойчивые попытки преодолеть ее. [8, c. 158] Одна из линий, по которой шли эти попытки, нашла свое выражение в подчеркивание того факта, что эффекты внешних воздействий зависят от их преломления субъектом, от тех психологических «промежуточных переменных», которые характеризуют его внутреннее состояние. В свое время С.Л. Рубинштейн выразил это в формуле, гласящей, что «внешние причины действуют через внутренние условия». Конечно формула эта является бесспорной. Если, однако, под внутренними условиями подразумеваются текущие состояния субъекта, подвергающегося воздействию, то она не вносит в схему S – R ничего принципиально нового. Ведь даже неживые объекты при изменении своих состояний по-разному обнаруживают себя во взаимодействии с другими объектами. [7, c. 226]
Психические познавательные процессы. Ощущения и
восприятие
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы– это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.
Ощущения -
отражение отдельных свойств предметов, непоср ...
Переходная фаза от низш к высш уровню Перцептивн стадии.
Сравнить вопр 37 и 38. Пояляются конечности, некоторая похожесть на заботу о потомстве, гнезда, норы, внутреннее оплодотворение. Довольно разв локомоторн и манипулятивная акт - ть ...
Движущие силы и условия развития личности
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания.
Что же является движущими силами развития личности, а вместе с тем и всех психических качеств и процессов, устойчивое единство которых она составляет?
В истории психологии существовало два направления в решении это ...