Деятельностный подход к анализу психического развития детейСтраница 3
В тех случаях, когда появление нового мотива не соответствует реальным возможностям деятельности ребенка, эта деятельность не может возникнуть в качестве ведущей, и первоначально, т.е. на данной стадии, она развивается как бы побочной линией.[6, c. 179]
Б.Г. Ананьев об основных видах деятельности человека.
Деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепи причинно – следственных зависимостей сознания от общественного бытия. Вне действия этого фактора, по словам Б.Г. Ананьева, не могут быть понятны сложные эффекты воздействия социальной среды на человека и его сознание.
Однако Б.Г. Ананьев отказывается выстраивать какую бы то ни было иерархию ведущих типов деятельности, предложенную Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубенштейном. Он называет лишь два вида деятельности – познание и общение, имеющие непреходящее значение для развития человека на всех этапах онтогенеза.
Познание есть основная форма деятельности индивида именно вследствие того, что познание есть всемирно – исторический процесс целенаправленного и обобщенного отражения людьми объективных законов природы, общества и самого сознания. Общение – столь же социально, сколь и индивидуально. Благодаря развитию познания и общения в процессе воспитания, их взаимодействие и слияние в разнообразных формах и возникает на их основе такая «синтетическая» форма деятельности ребенка, как игровая. Все формы игры по Б.Г. Ананьеву, представляют собой те или иные интеграции элементов сознания и общения. [8, c. 49]
В русле деятельностного подхода в центре внимания находится принцип единства деятельности и сознания. В психологии деятельность рассматривалась как предмет специального изучения и как объяснительный принцип.
Сознательное действие формируется внутри сложившегося круга отношений, внутри той или иной деятельности, которая и определяет собой психологические особенности
Язык животных.
Общение животных качественно отличается от человеческого. Человеческое общение имеет вербальный канал. Звуки животных относятся только к текущей ситуации. Язык животных - система знаков (сигналов, звуков), которые передают информацию.
Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Напр. , в колониях термитов существуют слепые терми ...
Наблюдение.
Мет наблюд - послед фиксац всех повед проявл акт - ти об наблюд. Принцыпы: объ - ть, сист - ть, точность фикс данн, обесп естеств повед испыт с ситуац наблюд. Правила: постан цели, выбор методик, неоднократ провед, Виды: сплошное, выборочн, включен. Способы фиксац: сплошн протоколирование (с пом техн средств или ручная); выборочн проток ...
Роль темперамента в
деятельности.
Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской ...