RSS Feed

Формы переживания эмоций и чувств
Страница 1

Чувства и эмоции » Формы переживания эмоций и чувств

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Б. Пастернак

Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.

Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

Настроение — это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.

Аффекты — это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.

В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.

Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.

Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.

В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.

Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Страсть — существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Страницы: 1 2


Необычные явления, связанные с памятью
Процесс памяти сам по себе является феноменом, однако существуют люди, у которых даже этот феномен необычаен. То есть у этих людей необычайные способности. Одни из них могут запоминать огромное количество информации, другие могут запоминать её удивительно быстро. Кто-то очень хорошо запоминает числа, а кому-то лучше даются тексты. В хо ...

Воображаемая модель и воображаемое представление
Под мысленной (воображаемой) моделью понимается такая умственная деятельность, в которой воедино слиты чувственный образ воображения, сформированный с исследовательской задачей, и научная абстракция. Поскольку воображаемые модели относятся к классу образов воображения, они обладают некоторыми общими признаками. Сюда относятся такие свой ...

Апробация используемых игровых приемов в коррекции внимания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Экспериментальная группа дошкольников во время формирующего эксперимента была поделена на 2 подгруппы. С первой подгруппой проводилась целенаправленная работа по развитию внимания с использованием игровых приемов, со второй подгруппой специальная работа не проводилась. Итак, после проведенной работы первоначально мы определили, на скол ...