RSS Feed

Предмет цели и задачи основные методы современной психологии.

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Предмет цели и задачи основные методы современной психологии.

Пед. псих, как наука.-это наука полем изуч. к-й явл. образова­ние или пед. процесс. Предметом пед. п. явл. факты механизмы законом, и условия формир. чел. в образ, процессе. Задачами в связи с этим в пед п. явл. 1 раскрытие механизмов и закон, обу­чающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ученика. 2)определение механизмов и зако­номерностей освоения учеником соц. культ, опыта. 3)определение связи м\ду уровнями м\ду интеллектуального и личностного раз­вития ученика и формами и методами воздействия 4)определение особен, организации и управления учебной д. учеников. 5)изучение псих, основ д. педагога. 6)определение фактов меха­низмов законом, развив, обуч. 7)определение закон-й условий критериев усвоения знаний, формирование операционального состава д. 8)определение психол. основ, диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения их с обр. стандартами. 9)разработка психол. основ. Дальнейшего совершенствования обр. процесса. На всех уровнях обр. системы. В педагогической психологии используются те же методы, что и в других ветвях психологической науки. Главными методами явля­ются наблюдение и эксперимент. Наблюдение - один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения, исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их есте­ственного проявления. Основные характеристики- целена­правленность, планомерность, а) выбор объекта наблюдения и ситуации, б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться, в) способ фикса­ции получаемой информации. Особую проблему составляет сам наблюдатель: его присутствие может менять поведение интере­сующего его человека. Эта проблема решается двумя путями: наблюдатель должен стать привычным членом коллекти­ва,.Другой путь - наблюдать, оставаясь невидимым для объекта наблюдения. Этот путь имеет ограничения, прежде всего - нрав­ственные, бихевиорист наблюдает свой предмет непосредственно. Был метод интроспекции («смотрения внутрь себя»). В этом слу­чае наблюдатель должен был наблюдать собственные психиче­ские явления. Этот метод себя не оправдал. Эксперимент занимает главное место в психологических иссле­дованиях. Его отличие от наблюдения состоит в том, что экспе­риментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Различают два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Основное различие между ними состоит в том, что в лабораторном эксперименте испытуемый знает, что у него что-то проверяется, что он проходит какое-то испытание. В естественном эксперименте испытуемые этого не знают, так как эксперимент проводится в привычных для них условиях, о его проведении их не информируют. Лабораторный эксперимент -в форме индивидуального, так и в форме коллек­тивного эксперимента, достоинство естественного -трудно фик­сировать интересующие экспериментатора особенности деятель­ности детей.В лабораторном эксперименте, имеются большие возможности для сбора и точной фиксации данных, если он про­водится в лаборатории. Но осознание учеником себя как испы­туемого может влиять на ход его деятельности. Любой вид экспе­римента включает следующие этапы: 1.Постановка цели: конкре­тизация гипотезы в определенной задаче. 2. Планирование хода эксперимента. 3.Проведение эксперимента: сбор данных. 4.Анализ данных. 5.Выводы, Как лабораторный, так и естествен­ный эксперименты подразделяются на констатирующий и фор­мирующий. 1 .Теоретическое моделирование этой деятельности с последующей экспериментальной проверкой. 2. Для выявления объективного состава деятельности используется также метод изучения этой деятельности у людей, как хорошо владеющих ею, так и у людей, делающих ошибки при ее выполнении. Другие ме­тоды исследования. Кроме наблюдения и эксперимента педагоги­ческая психология использует также такие методы, как метод беседы, метод изучения продуктов деятельности, анкетирова­ние и др.


Изменяющаяся природа семьи. Семья и стресс.
При рассмотрении изменяющейся природы семьи необходимо особое внимание обратить на стресс, переживаемый и родителями, и их детьми. Многие жизненные ситуации, такие как бедность, развод родителей, переезд в другой город, серьезные болезни или тяжелые травмы, а также рост в условиях, опасных для жизни, являются постоянными источниками стр ...

Воображение и наглядное моделирование
Существует мнение, что наглядное моделирование - это воображение в сфере научного познания. Но функции воображения в научном познании не исчерпываются только построением наглядных моделей. Воображение активно проявляется и в мысленном эксперименте, который включает в качестве своего компонента моделирование, но не сводится к нему. Однак ...

Гендерные стереотипы
Сегодня в нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над женщинами и установлен ...