RSS Feed

Гуманистическое направление в психологии
Страница 2

Позиция психолога в данной психотерапии состоит в понимании клиента, в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и тому, что он сейчас переживает.

Задача экзистенциального консультирования – безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и, безусловно, заслуживающим признания «жизненным миром».

Взаимоотношения между психологом и клиентом в экзистенциальной психотерапии представляют особую ценность, поскольку эти отношения самоценны. Их личностный оттенок, смысл, гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим – источник могучих воздействий и личностных изменений; уважение, доверие и вера к клиенту; самораскрытие и честность по отношению к себе; безусловное признание личности клиента и его судьбы, способность психолога «быть в мире».

Согласно гештальт-терапии Ф.Перлза человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое «я», реализовать свои потребности, склонности – это путь гармоничной здоровой личности. По мнению Ф.Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

Цель психологической помощи – помочь человеку в полной реализации его потенциала: увеличить осознанность пациента, его чувство активности и ответственности, т.е. уверенности в правильности своей натуры. По мысли Перлза принятие того, какие мы здесь и сейчас придает ответственность за наше истинное бытие.

Перлз утверждал, что быть психотерапевтом – значит быть собой, и наоборот. «Быть», по его мнению, означало быть сейчас и здесь, сознавать и нести ответственность, т.е. постоянно находиться за своими собственными действиями и чувствами. 3 понятия: своевременность, осознанность и ответственность составляют суть отношения гештальт-терапевта. «Быть ответственным – означает быть в настоящем, быть в настоящем – значит осознавать, осознавать – это реальность».

Согласно феноменологической позиции личности Роджерса поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию. В зависимости от взаимодействия с окружающими, в том числе, значимыми людьми, Я-переживания человека приобретают условия самооценки, которая обладает селективными свойствами – искажения и неосознавания. И, как следствие этого, поведение человека становится

неконгруэнтным, т.е. возникает несоответствие между Я и опытом. Вследствие этого возникает процесс защиты.

Основная цель психотерапевтической работы – состояние конгруэнтности с собой и миром, открытость новому опыту и реалистический баланс между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Сущность этого подхода заключается в том, что консультант входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается им не как лечение, а как глубоко личный контакт, ставится вопрос о ресурсах изменения клиента. Основная цель – помощь человеку стать «всецело действующей личностью», что, значит, помочь в личностном росте, развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. Задача консультанта – создать соответствующий «психологический климат». По мнению К.Роджерса «психологический климат» включает всю гамму переживаний от самых болезненных до самых возвышенных, подлинное проявление которых создает лишь возможность для личностного роста.

Психотерапевтические отношения, характеризующиеся доверием, открытостью, принятием, дозволенностью и теплотой, являются необходимым и достаточным условием для изменения.

Ответственность за ход лечения лежит в первую очередь на клиенте, который сам определяет его содержание и успешность. Цели консультирования разделяют и клиент, и консультант, при этом внутренний мир клиента изучается как самим клиентом, так и консультантом.

Эффективность терапевтического процесса зависит от создания консультантом «психологического климата» и соответствующего отношения к клиенту, включающего в себя: безусловное позитивное отношение к чувствам, выражаемым клиентом, эмпатию, аутентичность, заботу, конгруэнтность, психолог должен воздержаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно позиции К.Роджерса именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Страницы: 1 2 


Исследование динамики процессов заучивания
Для исследования процесса запоминания используются следующие классические методики: метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации. Так, к примеру, при проведении метода заучивания, испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слоги, слова, числа, фигуры и т.п.) до критерия их безошибочного вос ...

Распространение слухов.
В целях доведения информации до целевых аудиторий не исключе­на и ее спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознатель­но предусмотренная "утечка", позволяющая достигать желаемого эф­фекта. Например, многие продавцы тех или иных товаров и услуг уверены, что большинство покупателей приходят к ним не в результа­те знак ...

Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?» Е. Винокуров Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...