RSS Feed

Факторные модели интеллекта

Предложенные классификации интеллекта являются субстанциональными, т.е. в большей степени теоретическими. Если же придерживаться направления, "что любые психологические конструкты, описывающие психологическое свойство, процесс, состояние, имеют смысл лишь в сочетании с описанием процедуры исследования, диагностики, измерения поведенческих проявлений этого конструкта", что характеризует собой операциональный подход, то мы обратимся к так называемым факторным моделям интеллекта. При факторном анализе мы предполагаем, что за множеством результатов измерений различных психологических величин стоит некий скрытый фактор, в данном случае - интеллект, который мы и стараемся определить, анализируя его внешние проявления.

В.Н. Дружинин предложил следующую схему классификации факторных моделей интеллекта. Условно они разбиты на четыре основные труппы по двум признакам: что является источником модели - умозрение или эмпирические данные; и как строится интеллект - от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.

Таблица 1.

Априорные

Апостериорные

Пространственные одноуровневые

Д. Гилфорд

Л. Терстоун

Иерархические

Ф. Вернон Д. Векслер

К. Спирмен

Рассмотрим их.


Обработка результатов.
Для того, чтобы получить итоговый балл по каждой сфере отчуждения, необходимо сложить цифры, обведённые в качестве ответов на утверждения, список номеров которых перечислен под названием соответствующей шкалы. Таблица №1 Шкала Сумма Стен Отчуждение от общества: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15; Отчуждение от ...

Воображаемые модели и идеализация
Существует группа воображаемых моделей, выступающих результатом отвлечения от целого тех частей предмета, которые вызывают интерес в практической и познавательной деятельности. Это модели, создаваемые в процессе формирования абстрактных и идеальных объектов. Процесс абстрагирования при построении моделей, называемый идеализацией, состои ...

Анализ результатов
Во-первых, мы проверили репрезентативность выборки с помощью построения столбчатой диаграммы. На примере 1 мы видим, что выборка распределяется так: в девятом классе больше респондентов не определились с выбором профессии, в десятом: респонденты распределились примерно в равной пропорции, в одиннадцатом большинство относится к тем респо ...