RSS Feed

Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие: биологизаторские и социологизаторские теории развития психики
Страница 15

Психологические материалы » Возрастная психология » Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие: биологизаторские и социологизаторские теории развития психики

Микросистема. Микросистема, или первый уровень модели, имеет отношение к занятиям, ролям и взаимодействиям индивидуума и его ближайшему окружению, такому как семья, детский сад или школа. Например, развитие ребенка в семье может поддерживаться чуткостью матери по отношению к первым шагам дочери на пути к независимости. В свою очередь, проявление ребенком независимости может побудить мать к поиску новых способов поддержки развития такого поведения.

Микросистема — это уровень жизненной среды, наиболее часто исследуемый психологами.

Мезосистема. Мезосистема, или второй уровень, образуется взаимосвязями 2-х или более микросистем. Так, существенное влияние на развитие оказывают формальные и неформальные связи между семьей и школой или семьей, школой и группой сверстников. Например, постоянное общение родителей с учителями может положительно сказаться на успехах ребенка в школе. Аналогичным образом, внимательное отношение учителей к этому ребенку, скорее всего, благотворно скажется на его взаимодействиях с членами семьи.

Экзосистема. Экзосистема, или третий уровень, имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума, тем не менее влияют на него. Можно привести целый ряд примеров, начиная с формальной социальной среды, например места работы родителей или местных отделов здравоохранения или улучшения бытовых условий, и кончая неформальным окружением, таким как расширенная семья ребенка или друзья его родителей.

Макросистема. В отличие от других уровней, макросистема, или внешний уровень, не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет индивидуум. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут учиться в классах основного потока обычной школы, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как детей с нарушениями развития, так и здоровых детей. В свою очередь, успех или провал этого педагогического эксперимента может содействовать или, наоборот, помешать дальнейшим попыткам администрации объединить эти две группы детей.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех 4-х уровнях модели, Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1979) полагает, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы. Это происходит потому, что макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 


Понимание страха в телесно ориентированной психотерапии
Все пациенты, проходящие терапию, утверждает А.Лоуэн, - это люди, переполненные страхом. Очень немногие по-настоящему воспринимают всю глубину владеющего ими страха. Их пугают такие испытываемые ими эмоции, как любовь, гнев, печаль. В такой же, если не в большей мере, они боятся и своего страха. (3) Страх парализует тело. Нормальный че ...

Концепции мотивации
В современной психологии существует немалое количество концепций. Все их можно условно свести к пяти основным направлениям. 1. Бихевиористские теории мотивации. Бихевиористы объясняют поведение посредством схемы «стимул – реакция», считая раздражитель активным источником реакций организма, а, следовательно, и поведения человека. Поэтом ...

Личностные особенности подростков
10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь. 11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками. 12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет ...