Отрасли современной психологии и их предметСтраница 1
![]() |
Рис. 3. Отрасли современной психологии
Таблица 1
Предметы отраслей психологии
№ |
Отрасль психологии: |
Изучает: |
1. |
Возрастная психология |
Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни |
2. |
Детская психология |
Развитие ребенка от рождения до 11 лет |
3. |
Психология подростка и юности |
Развитие детей 11-17 лет |
4. |
Психология взрослого |
Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости |
5. |
Геронтопсихология |
Особенности пожилых людей и старости |
6. |
Педагогическая психология |
Психологические закономерности обучения и воспитания человека |
7. |
Психология обучения |
Основы дидактики, методик, программированного обучения |
8. |
Психология воспитания |
Основы воспитания, психологию ученического коллектива |
9. |
Психология учителя |
Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей |
10. |
Психология познания |
Психологические познавательные процессы |
11. |
Социальная психология |
Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения |
12. |
Психология личности (дифференциальная психология) |
Характер, индивидуальные различия, способности |
13. |
Психология труда |
Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) |
14. |
Экономическая психология |
Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений |
15. |
Политическая психология |
Субъективно-мотивационные компоненты политики |
16. |
Психология торговли |
Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды |
17. |
Психология творчества |
Особенности творческой личности, активизацию интуиции |
18. |
Космическая психология |
Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма |
19. |
Авиационная психология |
Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов |
20. |
Инженерная психология |
Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» |
21. |
Медицинская психология |
Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного |
22. |
Нейропсихология |
Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами |
23. |
Психофармакология |
Влияние лекарств на психику |
24. |
Психотерапия |
Психическое воздействие лечения на больных |
25. |
Психогигиена |
Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей |
26. |
Специальная психология |
Отклонения в развитии психики |
27. |
Юридическая психология |
Психологические вопросы реализации прав человека |
28. |
Судебная психология |
Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу |
29. |
Криминальная психология |
Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления |
30. |
Зоопсихология |
Психику и поведение животных |
31. |
Сравнительная психология |
Сопоставление психики животных и человека |
Значение антропологического похода
Современный стереотип восприятия научного наследия Ломброзо обычно носит отрицательный характер. С таким положением дел вряд ли можно согласиться, если объективно оценить вклад этого ученого в науку. Как уже отмечалось выше, абсолютное большинство критиков Ломброзо не провели и десятой доли того объема научных исследований, на которые о ...
Окружение лидера
Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность - важное качество окружения, но недостаточное для современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимн ...
Психодиагностический процесс
Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные задачи диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диаг ...