Направленность личности
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.
Направленность личности
- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.
Компоненты направленности личности:
Убеждение – знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.
Установка – неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.
Притязание – стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.
Влечение - недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.
Интерес – одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.
Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.
Мировоззрение – система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Потребность – основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.
Виды направленности личности:
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.
Основные
Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Наблюдение имеет следующее основные области применения: 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуа ...
Функции и свойства сознания
В структуре сознания ряд исследователей (В.П. Зинченко и его последователи) выделяют два слоя – бытийный и рефлексивный. Бытийный – это «сознание для бытия», а рефлексивный – «сознание для сознания».
К бытийному слою относятся:
1) сенсорные образы;
2) биодинамические характеристики движений;
3) опыт действий и навыков.
К функциям с ...
Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков.
Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...