Деятельность и общение. Деятельность и ее компоненты
Живая материя отличается от неживой подвижностью и активностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.
Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.
Деятельность -
специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Таблица 12
Отличия деятельности человека от активности животных
Деятельность человека |
Активность животных |
1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. |
Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает. |
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития. |
Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни. |
Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории. |
Активность животных - результат их биологической эволюции. |
5. С рождения человеку не дана, ее необходимо формировать. |
Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма. |
Поведение
не тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.
Компоненты деятельности
Деятельность включает: мотив, цель, предмет, структуру и средства.
Мотивы - причины деятельности (почему человек действует определенным образом). Различают:
- органические (направленные на удовлетворение потребностей организма),
- функциональные (культурные формы активности - игры, спорт),
- материальные (создание предметов),
- социальные (занять определенное место в обществе),
- духовные (совершенствование себя).
Цели - продукт, результат деятельности (для чего человек делает). Цели могут не совпадать с мотивами. Цель всегда осознаваема человеком, иначе это не деятельность, а импульсивное поведение.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело, на что она направлена.
Средства деятельности - инструменты, которые используются.
Понятие личности
Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего времени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не дали единого, общепринятого определения того, что же такое личность.
В философии уже в конце античн ...
Когнитивная психология
Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться комплексный междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на ...
Характеристика развития мышления
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их ...