Деятельность и общение. Деятельность и ее компоненты
Живая материя отличается от неживой подвижностью и активностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.
Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.
Деятельность -
специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Таблица 12
Отличия деятельности человека от активности животных
|
Деятельность человека |
Активность животных |
|
1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер. |
Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает. |
|
2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития. |
Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. |
|
3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни. |
Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. |
|
4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории. |
Активность животных - результат их биологической эволюции. |
|
5. С рождения человеку не дана, ее необходимо формировать. |
Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма. |
Поведение
не тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.
Компоненты деятельности
Деятельность включает: мотив, цель, предмет, структуру и средства.
Мотивы - причины деятельности (почему человек действует определенным образом). Различают:
- органические (направленные на удовлетворение потребностей организма),
- функциональные (культурные формы активности - игры, спорт),
- материальные (создание предметов),
- социальные (занять определенное место в обществе),
- духовные (совершенствование себя).
Цели - продукт, результат деятельности (для чего человек делает). Цели могут не совпадать с мотивами. Цель всегда осознаваема человеком, иначе это не деятельность, а импульсивное поведение.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело, на что она направлена.
Средства деятельности - инструменты, которые используются.
Оральный тип
У людей этого типа энергия есть везде, но она равномерна рыхла. Это тип человека, не склонного к борьбе за существование. Этот тип вечно просящего, вечно ожидающего человека. У такого человека мало внутренней плотности энергии, тело его выглядит как рыхлое, везде равномерный налет рыхлого жира, легкая рыхлость в движениях, постоянно про ...
Воображение и постановка задачи
Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. К числу условий, которые предшествуют выдвижению проблемы и формирования вопроса, относят и существующие теории в развитии науки, и экспериментальные исследования. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объект ...
Навык и тренировка как формы научения.
Навык - форма научения, кот. проявляется на разных ступенял эвол - ого развития, важнейшая форма факультативного научения, проявляется на опред - ом уровне филогенеза. В рез - те его формирования примен - я врожденная двигательная координация - реакция поведенческая, но в новой ситуации. Сигналы старые, а реакции новые. 1)необходимость ...
