RSS Feed

Деятельность и общение. Деятельность и ее компоненты

Психологические материалы » Психология и педагогика » Деятельность и общение. Деятельность и ее компоненты

Живая материя отличается от неживой подвижностью и активностью. Существуют различные формы активности. Чем развитее живое существо, тем разнообразнее и богаче формы его активности.

Активность человека содержит особую форму, отличающую его от животного мира, называемую деятельностью.

Деятельность -

специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Таблица 12

Отличия деятельности человека от активности животных

Деятельность человека

Активность животных

1. Носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

Имеет потребительскую основу: ничего нового в сравнении с тем, что дано природой, не создает.

2. Связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человекам в качестве инструментов, предметов удовлетворения потребностей или средств собственного развития.

Орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Преобразует человека самого, его способности, потребности, условия жизни.

Практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Реализация деятельности в разных формах и средствах является продуктом истории.

Активность животных - результат их биологической эволюции.

5. С рождения человеку не дана, ее необходимо формировать.

Изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма.

Поведение

не тождественно активности, и не тождественно деятельности. Оно не всегда целенаправлено, не создает определенный продукт, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично.

Компоненты деятельности

Деятельность включает: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивы - причины деятельности (почему человек действует определенным образом). Различают:

- органические (направленные на удовлетворение потребностей организма),

- функциональные (культурные формы активности - игры, спорт),

- материальные (создание предметов),

- социальные (занять определенное место в обществе),

- духовные (совершенствование себя).

Цели - продукт, результат деятельности (для чего человек делает). Цели могут не совпадать с мотивами. Цель всегда осознаваема человеком, иначе это не деятельность, а импульсивное поведение.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело, на что она направлена.

Средства деятельности - инструменты, которые используются.


Традиционные концепции образования.
лавные концептуальные установки, которые становятся осно­ваниями для орган-ии пед процесса, отражают в себе социокуль­турные , социальные, научно-технические тенденции в общест­венном развит. Так видение и понимание процессов обучения и воспит. в отечест. теории и практике советского времени основа­но, во-первых, на представлении о роли ...

Связь педагогической психологии с другими отраслями психологической науки.
По Кедрову интегральность псих-ой науки можно представить след. обр. естеств.науки , философия, общественные науки . С точки зрения Ананьева еще большая дифферен-ия, интеграция и углубл. изучение чел-ка обусловлено тем, что науч. дисциплина главным образом изучает проблемы человека. Причины: 1) п.п. связаны с др. науками потому что она ...

Семья как малая группа
Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. [ ...