RSS Feed

Психология малых групп. Классификация малых групп
Страница 1

Психологические материалы » Психология и педагогика » Психология малых групп. Классификация малых групп

Группа

– совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

Группы бывают большие и малые.

Большие группы

- это общности людей, существующие а масштабах общества и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим

группам относятся государства, народности, партии, классы.

Малые группы –

немногочисленные объединения людей (от 2-3 до 20-30 чел.), члены которого имеют: 1) непосредственный контакт друг с другом и 2) общую цель.

Выделяют несколько разновидностей групп:

Условные группы

людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Рис. 16. Классификация малых групп

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями (семья, трудовой коллектив, учебная группа, спортивная команда).

Референтная группа

реальная или условная группа, к которой человек себя причисляет или членом которой хотел бы стать.

Нереферентная группа

группа, психология и поведения которой чужды для человека или безразличны.

Антиреферентная группа - группа, психология и поведения которой человек не приемлет, осуждает и отрицает.

Лабораторная группа

создается экспериментатором для проведения исследования.

Естественная группа

складывается сама по себе исходя из потребностей членов группы или общества.

Формальная группа

существует в рамках официально принятых организаций. Цели формальной группы задаются извне.

Неформальная группа

объединение на базе личных интересов.

Слаборазвитые

в них нет сплоченности,

налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

Высокоразвитые

отвечают всем перечисленным требованиям. Делятся на корпорации и коллективы.

Корпорация

деятельность малополезна или вредна обществу, преобладают индивидуалистские отношения, строятся на страхе, недоверии, подозрительности.

Коллектив

деятельность значима для общества, отношения строятся на взаимном доверии и уважении, доминируют общественные интересы над личными.

Степень развития группы

определяется по следующим параметрам:

- достаточная психологическая общность (сплоченность);

- сложившаяся структура;

- четкое распределение обязанностей;

- наличие признанных лидеров;

- налаженные деловые и личные связи.

Сплоченность коллектива

зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять.

Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

Страницы: 1 2


История развития.
Ч. Дарвин. Его работы дали начало сравн. и экспериментал. исследованиям "Выражение эмоций у животного и человека" - 1872г. Дарвин использовал объективным метод изучевиния психики. Опред. проявления эмоций у человека и у животных схожи. Категории поведения: 1)Инстинкт(комплексы простых без/усл рефлексов). 2)Способность к обучен ...

Проблема эффективности в психологии телефонного консультирования
Телефон экстренной психологической помощи – одна из немногих жизненных сфер, где к позвонившему подойдут «просто по-человечески». Согласно концепции М.Бубера «я-ты» и «я-оно» противоречат друг другу, так же как психолог работающий в двух контекстах – абонент как партнер по диалогу и абонент как предмет целенаправленной работы. Тамар Кро ...

Дайте общую хар - ку переходной фазы от стадии развития перцептивной психики к стадии интеллектуальной.
Переходная стадия от перцепт - ой к интеллектуальной: Живот с зачатками коры ГМ. Демонстрируют зачатки интел - ой деят - ти, т. е. структкрированно, с выделением действий. - забота о детенышах, - проявление у детенышей игровой ф - ции, - возможность своеобразной формы общения с человеком, друг с другом и животными др вида. ...