RSS Feed

Психология малых групп. Классификация малых групп
Страница 1

Психологические материалы » Психология и педагогика » Психология малых групп. Классификация малых групп

Группа

– совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.

Группы бывают большие и малые.

Большие группы

- это общности людей, существующие а масштабах общества и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим

группам относятся государства, народности, партии, классы.

Малые группы –

немногочисленные объединения людей (от 2-3 до 20-30 чел.), члены которого имеют: 1) непосредственный контакт друг с другом и 2) общую цель.

Выделяют несколько разновидностей групп:

Условные группы

людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Рис. 16. Классификация малых групп

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями (семья, трудовой коллектив, учебная группа, спортивная команда).

Референтная группа

реальная или условная группа, к которой человек себя причисляет или членом которой хотел бы стать.

Нереферентная группа

группа, психология и поведения которой чужды для человека или безразличны.

Антиреферентная группа - группа, психология и поведения которой человек не приемлет, осуждает и отрицает.

Лабораторная группа

создается экспериментатором для проведения исследования.

Естественная группа

складывается сама по себе исходя из потребностей членов группы или общества.

Формальная группа

существует в рамках официально принятых организаций. Цели формальной группы задаются извне.

Неформальная группа

объединение на базе личных интересов.

Слаборазвитые

в них нет сплоченности,

налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.

Высокоразвитые

отвечают всем перечисленным требованиям. Делятся на корпорации и коллективы.

Корпорация

деятельность малополезна или вредна обществу, преобладают индивидуалистские отношения, строятся на страхе, недоверии, подозрительности.

Коллектив

деятельность значима для общества, отношения строятся на взаимном доверии и уважении, доминируют общественные интересы над личными.

Степень развития группы

определяется по следующим параметрам:

- достаточная психологическая общность (сплоченность);

- сложившаяся структура;

- четкое распределение обязанностей;

- наличие признанных лидеров;

- налаженные деловые и личные связи.

Сплоченность коллектива

зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять.

Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

Страницы: 1 2


Лидерство в спорте. Лидерство в спортивной команде
Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих общественно важные функции в общей структуре общественного разделения труда, а именно – оздоровитель ...

Образовательная система России. Система образования РФ: принципы и вариативность
Цель образования- создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности, ответственного за результаты своего труда. Принципы системы образования в РФ: Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования ...

Как установить равенство
Когда встречаются два энергичных, властных человека, рукопожатие превращается в своеобразную силовую игру. Каждый стремится перевести руку собеседника в подчиненное положение. В результате обе руки остаются в вертикальном положении, что сразу же создает атмосферу равенства и взаимного уважения. В таких обстоятельствах собеседники не уст ...