Психология малых групп. Классификация малых группСтраница 1
Группа
– совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей.
Группы бывают большие и малые.
Большие группы
- это общности людей, существующие а масштабах общества и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим
группам относятся государства, народности, партии, классы.
Малые группы –
немногочисленные объединения людей (от 2-3 до 20-30 чел.), члены которого имеют: 1) непосредственный контакт друг с другом и 2) общую цель.
Выделяют несколько разновидностей групп:
Условные группы
людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() |
Рис. 16. Классификация малых групп
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями (семья, трудовой коллектив, учебная группа, спортивная команда).
Референтная группа –
реальная или условная группа, к которой человек себя причисляет или членом которой хотел бы стать.
Нереферентная группа –
группа, психология и поведения которой чужды для человека или безразличны.
Антиреферентная группа - группа, психология и поведения которой человек не приемлет, осуждает и отрицает.
Лабораторная группа –
создается экспериментатором для проведения исследования.
Естественная группа –
складывается сама по себе исходя из потребностей членов группы или общества.
Формальная группа –
существует в рамках официально принятых организаций. Цели формальной группы задаются извне.
Неформальная группа –
объединение на базе личных интересов.
Слаборазвитые –
в них нет сплоченности,
налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.
Высокоразвитые –
отвечают всем перечисленным требованиям. Делятся на корпорации и коллективы.
Корпорация –
деятельность малополезна или вредна обществу, преобладают индивидуалистские отношения, строятся на страхе, недоверии, подозрительности.
Коллектив –
деятельность значима для общества, отношения строятся на взаимном доверии и уважении, доминируют общественные интересы над личными.
Степень развития группы
определяется по следующим параметрам:
- достаточная психологическая общность (сплоченность);
- сложившаяся структура;
- четкое распределение обязанностей;
- наличие признанных лидеров;
- налаженные деловые и личные связи.
Сплоченность коллектива
зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять.
Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.
Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.
Манера аплодировать
· если левая рука сверху - поступки диктует интуиция, правая - предпочтение отдается логике;
· громко хлопает в ладоши - открыт и непосредствен; если что-то нравится, то недвусмысленно дает об этом знать, если нет - наделает много шуму;
· аплодируя, хлопает пальцами по ладони - робкий, неуверенный человек; приходит в замешательство, в ...
Критика в споре
Довольно часто споры сопровождаются всевозможными видами критики.
Словарь определяет критику как “обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки”. Но не всегда дело доходит до обсуждения. Критикой можно назвать и “отрицательное суждение о чем-либо”. Наконец, к предмету разговора имеют некото ...
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [5]
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возра ...