RSS Feed

Образовательная система России. Система образования РФ: принципы и вариативность

Психологические материалы » Психология и педагогика » Образовательная система России. Система образования РФ: принципы и вариативность

Цель образования- создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности, ответственного за результаты своего труда.

Принципы системы образования в РФ:

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Вариативность системы образования

Главный признак системы образования в РФ — это вариативность.

1. Вариативность организационно-правовых форм образовательных учреждений:

• государственные;

• муниципальные (местного управления);

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций).

2. Вариативность типов образовательных учреждений:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования для взрослых;

5) специальные (коррекционные) для учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования детей;

7) другие учреждения, осуществляющие педагогический процесс.

3. Вариативность форм получения образования:

• в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной, заочной; экстерната;

• в форме семейного образования;

4. Вариативность содержания образования определяется типом и видом образовательного учреждения (лицеи, гимназии, специальные школы, профильные классы, колледжи и др).

5. Вариативность организации педагогического процесса в образовательном учреждении (график учебного процесса; расписание занятий; система оценок; форма, порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации и др.).


Определение воображения
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить ...

Психика и организм
Особое значение для психики имеют некоторые особенности человеческого организма: - возраст – существует большая разница в психике, например, младенца, юноши и старика; - пол – строение мозга у мужчин и женщин различно: девочки, например, превосходят мальчиков в вербальных способностях, мальчики – в математических и визуально-пространс ...

Эволюция форм поведения как основа развития психики.
Материалистическое решение проблемы зарождения психики возможнолишь на основе возникн. психики из первичной реакции живой формы материи, кот. называют раздражительностью . В ответ на действия раздражителя любой организм реагирует изменением обмена веществ. Раздражимость - это реакция на действия раздражителя. Для оценки реакции раздражи ...