Образовательная система России. Система образования РФ: принципы и вариативность
Цель образования- создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности, ответственного за результаты своего труда.
Принципы системы образования в РФ:
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Вариативность системы образования
Главный признак системы образования в РФ — это вариативность.
1. Вариативность организационно-правовых форм образовательных учреждений:
• государственные;
• муниципальные (местного управления);
• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций).
2. Вариативность типов образовательных учреждений:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования для взрослых;
5) специальные (коррекционные) для учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования детей;
7) другие учреждения, осуществляющие педагогический процесс.
3. Вариативность форм получения образования:
• в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной, заочной; экстерната;
• в форме семейного образования;
4. Вариативность содержания образования определяется типом и видом образовательного учреждения (лицеи, гимназии, специальные школы, профильные классы, колледжи и др).
5. Вариативность организации педагогического процесса в образовательном учреждении (график учебного процесса; расписание занятий; система оценок; форма, порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации и др.).
Психологические концепции эллинизма
После появления наиболее полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравс ...
Модель К. Спирмена
Модель К.Спирмена признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в т ...
Творческое мышление
Существует ряд качеств, которые характеризуют творческое мышление:
1) свобода от стереотипов, т. е. нетривиальность мышления, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач, а не использовании привычных шаблонов;
2) критичность мышления – способность объективно оценивать продукт своей мыслительной деятельности;
3) гл ...