RSS Feed

Воспитание – составляющая педагогического процесса
Страница 1

Психологические материалы » Психология и педагогика » Воспитание – составляющая педагогического процесса

Воспитание

– эта та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством учителя и в результате его социальной деятельности.

Цель

воспитания - сформировать у воспитуемого качества поведение в соответствии с предъявляемыми обществом требованиями.

Задачи

воспитания: сформировать у воспитуемого систему ценностных отношений; способность жить по социально-культурным нормам; регулировать содержание своей жизни; подготовить труду, к семейной жизни, к творческому самовыражению.

Принципы воспитания:

Ø Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Ø Воспитание в коллективе и через коллектив

Ø Гуманизация воспитания (любовь и уважение к воспитанникам)

Ø Преемственность в воспитании

Функции воспитания

:

1)побуждения к самовоспитанию;

2) профилактическая;

3)формирующе-развивающая;

4)мобилизации на выполнение конкретных задач;

5)перевоспитания.

Методы воспитания

- совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательного взаимодействий (убеждение, метод примера, поощрение, принуждение, наказание и др.).

Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания.

Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Принуждение - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива н отдельной личности деятельности.

Приемы воспитания

- конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

Средства воспитания

- это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ и т.д.), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.

Виды воспитания:

Авторитарное воспитание - это воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.

Демократическое воспитание - это воспитание в духе демократии, равенства людей перед законами государства.

Нравственное воспитание- это формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Гражданское воспитание- это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Страницы: 1 2


Психический компонент инстинктивного поведения.
Все начинается с актуализации потребности - влечения, драйва, кот. регулируются эндогенными факторами и сформированна в эволюции для того чтобы "заставить"субъекта выполнить основные задачи жизнедеятельности. Драйв - инстинктивное побуждение, врожденное, присуще данному виду животных. Предмет потребности заключен в объекте дея ...

Психология малых групп. Классификация малых групп
Группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группы бывают большие и малые. Большие группы - это общности людей, существующие а масштабах общества и основанные на разного типа социальных с ...

Закон причины и следствия
Держа ладони на виду во время разговора, вы сможете внушить к себе доверие со стороны собеседника и покажетесь ему более искренним и открытым человеком. Интересно, что, когда подобный жест входит в привычку, склонность к обману ослабевает. Большинству людей физически трудно говорить неправду, когда их ладони видны собеседнику. В действи ...