Методолого–психодиагностический анализ и интерпретация
результатов в психологии аутоагрессивного поведенияСтраница 1
Исходя из основных научных подходов по изучению феномена аутогрессии и аутоагессивного поведения, как уже было сказано выше под этим подразумевается чаще всего специфическую (патологическую) форму поведения человека, носящую характер результирующей активности, обусловленной психологической, биологической (психической) и социальной дезадаптацией и направленную на изменение этой ситуации путём причинения ущерба своему психическому или физическому здоровью. Дезадаптация проявляется в нарушении способности адекватного приспособления, познавания и взаимодействия с окружающей средой, конфликте внутриличностных потребностей, установок и условий, "запросов" внешней реальности.
Методик, предназначенных для исследования различных форм дезадаптивного поведения множество. Каждая из них имеет свою направленность, и в совокупности, позволяет, использовать в работе целую батарею методик. Проблема исследования дезадаптивного поведения всегда остается актуальной во всех социальных институтах. Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности применяются методы психодиагностики, позволяющие оценить качественные и количественные характеристики психических процессов. Психологический анализ может быть объективным, субъективным и проективным. Объективный диагноз ставится на основе измерения результатов действий испытуемого. Субъективный, строится на самоописании испытуемыми своего поведения в тех или иных ситуациях. Проективный подход в диагностике имеет в виду выявление личностных свойств испытуемого, которые находят отражение в его реакциях на непреодолимые, слабо структурированные стимулы, допускающие любое число неоднозначных ответов.
Рассмотрим наиболее часто используемые в клинических исследованиях личностные тесты по аутоагрессивному поведению (таб. 1).
Таблица 1
Методики изучения аутоагрессивного поведения
Аутоагрессия | |
1. ОСР для подростков | |
1.1. Название методики |
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуывевой) |
1.2. Автор(ы) методики |
А.Г. Шмелев, Т.Н. Разуваева |
1.3 Год создания |
--- |
1.4. Кол-во вопросов\заданий |
29 вопросов с двумя вариантами ответа ("да"\"нет") |
1.5. Время на проведение |
5 – 10 минут |
1.6. Критерии оценки, шкалы |
9 шкал: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор |
1.7. Группа респодентов |
Ученики 8 – 11 классов |
1.8. Источник |
Диагностика личности / сост. Т.Н. Разуваева. – Шаадринск, 1993. – С. 17 |
2. СОП для подростков | |
2.1. Название методики |
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) |
2.2. Автор(ы) методики |
А.Н. Орел |
2.3 Год создания |
--- |
2.4. Кол-во вопросов\заданий |
98 вопросов отдельно для мужчин и для женщин с двумя вариантами ответа ("да"\"нет") |
2.5. Время на проведение |
25 – 30 минут |
2.6. Критерии оценки, шкалы |
7 шкал: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению |
2.7. Группа респодентов |
Ученики 8 – 11 класса |
2.8. Источник |
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.362-370 |
3. Самооценка форм агрессивного поведения для подростков | |
3.1. Название методики |
Диагностика состояния агрессии (Басса – Дарки) |
3.2. Автор(ы) методики |
А.Басс и А.Дарки |
3.3 Год создания |
в 1957 г. |
3.4. Кол-во вопросов\заданий |
75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" |
3.5. Время на проведение |
15 – 20 минут |
3.6. Критерии оценки, шкалы |
8 шкал: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины |
3.7. Группа респодентов |
Ученики 8 – 11 класса |
3.8. Источник |
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Питер, 2002. С.80-84. |
4. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях для взрослых | |
4.1. Название методики |
Определение интегральных форм коммуникативной агрессии (В.В. Бойко) |
4.2. Автор(ы) методики |
В.В. Бойко |
4.3 Год создания |
--- |
4.4. Кол-во вопросов\заданий |
55 вопросов с двумя вариантами ответа ("да"\"нет") |
4.5. Время на проведение |
15 – 25 минут |
4.6. Критерии оценки, шкалы |
11 шкал: спонтанность агрессии, неспособность тормозить агрессию, неумение переключать агрессию, анонимная агрессия, провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессия, ритуализация агрессии, склонность заражаться агрессией толпы, удовольствие от агрессии, расплата за агрессию |
4.7. Группа респодентов |
Взрослые в возрасте от 20 – 40 лет |
4.8. Источник |
Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Академия, 2002. – C.132-135. |
Манера аплодировать
· если левая рука сверху - поступки диктует интуиция, правая - предпочтение отдается логике;
· громко хлопает в ладоши - открыт и непосредствен; если что-то нравится, то недвусмысленно дает об этом знать, если нет - наделает много шуму;
· аплодируя, хлопает пальцами по ладони - робкий, неуверенный человек; приходит в замешательство, в ...
Системный подход и теория функциональных систем
Системный подход - не новость в науке, в частности в психологии. И до начала 70-х гг. XX в. он присутствовал в имплицитной форме в теориях, моделях, влиял на формирование научных программ. В то же время, очевидно, что понимание системности изменялось на последовательных этапах развития науки; неодинаково оно и для разных вариантов систе ...
Эрих Фромм
Никто не может сделать человека таким, каким он хочет быть. Каждый становится профессионалом настолько, насколько он сам сделал себя профессионалом. Более 100 лет назад вывели простую и запоминающуюся формулу: каждый человек на 1/3 то, что дали ему родители, на 1/3 – то, что сделали с ним люди, с которыми он много общался, отдыхал, учил ...