RSS Feed

Введение

Выбор профессии – первая и основополагающая ступень глобального процесса профессионального самоопределения личности. А поскольку профессиональное самоопределение является центральным ядром личностного и социального самоопределения, мы можем сказать, что выбор профессии закладывает базу для всего дальнейшего развития личности.

Статистические данные показывают, что количество безработных, неконкурентоспособных молодых людей с каждым годом растет. Большое количество фактов самоубийств, личностных деструкций, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессией, еще раз подтверждает необходимость формирования новых методик, проведения исследований, направленных на профессиональную помощь школьникам старших классов. Проблема также состоит в том, что в настоящее время профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей оптантов, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, столь же необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, совершенно не разработаны. Правильный выбор профессии – залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.

На основе всего вышесказанного мы можем сформулировать проблему исследования: выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся старших классов

Предмет исследования: особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников (учащихся старших классов)

Характеристики выборки: Выборка состоит из 32 школьников с 9 по 11 класс, средний возраст которых составляет 16 лет (разброс от 14 до 18). Среди испытуемых 20 девушек и 12 юношей.

Научная новизна: в ходе теоретических исканий не было найдено ни одной работы, посвященной рассматриваемой тематике, отсюда мы можем констатировать недостаточную изученность проблемы и большой пробел в теоретической базе науки. Что касается работ сходной проблематики, большое количество авторов посвятили свои работы внутриличностным конфликтам подростков, профессиональному самоопределению школьников, и пр., вот лишь некоторые из них: К.Хорни, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и Е.Ю.Пряжникова, Н.А. Коновалова, Н.А. Даниличева, Л.А.Балакирева, В.М.Данюк, А.К.Маркова, Дж.Сьюпер, Э.Ф.Зеер, Н.Б.Стамбулова, Ю.П.Поваренков, Г. Шихи и др.

Теоретическая и практическая значимость: благодаря данному исследованию можно будет развить и углубить знания, касающиеся внутриличностных конфликтов в процессе выбора профессии. На практике это возможность выработать абсолютно новые способы профессиональной ориентации, которые, опираясь на внутреннее состояние клиента, помогли бы ему сделать адекватный выбор. А соответственно, предотвратить будущее разочарование в себе и в собственной профессии.


Практическая часть. Самосознание
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием. Самосознание личности формируется очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, ког ...

2 этап (XVII - первая половина XIX века) - Психология как наука о сознании.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытных методов стали изучаться закономерности сознания человека – его способность думать и чувствовать, были заложены предпосылки научного понимания сущности психики и сознания. Психология этого периода характеризуется ...

Корреляция между компонентами телосложения и компонентами темперамента (n=200)
Соматотип Висцеротония Соматотония Церебротония Эндоморфность +0.79 -0.29 -0.32 Мезоморфность -0.23 +0.82 -0.58 Эктоморфность -0.40 -0.53 +0.83 Sheldon, (1942, с. 400) Наиболее важные открытия касались степени связи между переменными темперамента и телосложения - связи, выявленной корреляционной методикой. Результаты, представленные на ...