История рассмотрения вопроса о внутриличностном конфликте
Одним из первых, кто заговорил про внутриличностный конфликт, был З.Фрейд. Выделив три структуры личности «Оно», «Я» и «СверхЯ», ученый утверждал, что между аффективным, животным «Оно» и социальным, моральным «СверхЯ» всегда существую противоречия, которые либо уравновешиваются «Я», либо переходят в невротические состояния.
Такие неофрейдисты, как Э.Фромм и К.Хорни несколько видоизменили концепцию Фрейда. Они утверждали, что внутриличностный конфликт возникает в результате несоответствий между «Я-реальным» и «Я-идеальным».
Широкое распространение проблема внутриличностного конфликта получила в школе К.Левина. В теоретических воззрениях этой школы, ВЛК рассматривался как конфликт мотивация, причинами возникновения которого являются: выбор между привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами, между непривлекательными по принципу «меньшее из зол» и борьба «за» и «против», когда одна и та же цель в равной степени привлекательна и непривлекательна.
Л.Фестингер, представитель когнитивистского направления, определял ВЛК как противоборство двух «знаний», которые не могу сосуществовать.
В гуманистической психологии личностный конфликт объясняют невозможностью самореализовываться в виду навязанных требований извне (К.Роджерс).
Большое количество работ, связанных с разработкой теории ВЛК, существует в отечественно школе: В.С.Мерлин впервые говорит о важности субъективного отношения к ситуации противостояния, Н.В.Гришина и С.И.Ерина выделяют личностные ролевые конфликты, Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь рассматривают проблему столкновения между реальными возможностями и идеальными целями, Ф.Е.Василюк, В.В.Кортава и Е.Б.Фанталова описывают ситуацию, когда человек не может воспринять чувственно определенные общественные ценности («Ценность» по Е.Б.Фанталовой), а лишь осознает их («Доступность»).
Рассмотрение всего массива теоретических изысканий по проблеме ВЛК дает нам достаточно широкое всестороннее представление о его особенностях, видах, причинах возникновения, способах разрешения. Однако проблема такого количества исследований заключается в том, что никто не описал явление полностью, а ограничился только той частью, которая попадает в проблематику его научной школы.
Воображение как форма преобразования знания
Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования. Сформировавшиеся с помощью воображения образы включают в себя как воспроизведение прошлого и настоящего, так и элементы будущего. Это используется в связи с определенными задачами, в которых выражается выход за рамки не то ...
Трансформация образа как метод
изменения эмоционального состояния
В общем виде предлагаемый метод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10 шагов:
1. Клиническая беседа
2. Прояснение симптома
3. Создание образа
4. Исследование образа
5. Проверка на фиксацию
6. Трансформация
7. Интегрировани ...
Память как высшая психическая функция
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнем ...