История рассмотрения вопроса о внутриличностном конфликте
Одним из первых, кто заговорил про внутриличностный конфликт, был З.Фрейд. Выделив три структуры личности «Оно», «Я» и «СверхЯ», ученый утверждал, что между аффективным, животным «Оно» и социальным, моральным «СверхЯ» всегда существую противоречия, которые либо уравновешиваются «Я», либо переходят в невротические состояния.
Такие неофрейдисты, как Э.Фромм и К.Хорни несколько видоизменили концепцию Фрейда. Они утверждали, что внутриличностный конфликт возникает в результате несоответствий между «Я-реальным» и «Я-идеальным».
Широкое распространение проблема внутриличностного конфликта получила в школе К.Левина. В теоретических воззрениях этой школы, ВЛК рассматривался как конфликт мотивация, причинами возникновения которого являются: выбор между привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами, между непривлекательными по принципу «меньшее из зол» и борьба «за» и «против», когда одна и та же цель в равной степени привлекательна и непривлекательна.
Л.Фестингер, представитель когнитивистского направления, определял ВЛК как противоборство двух «знаний», которые не могу сосуществовать.
В гуманистической психологии личностный конфликт объясняют невозможностью самореализовываться в виду навязанных требований извне (К.Роджерс).
Большое количество работ, связанных с разработкой теории ВЛК, существует в отечественно школе: В.С.Мерлин впервые говорит о важности субъективного отношения к ситуации противостояния, Н.В.Гришина и С.И.Ерина выделяют личностные ролевые конфликты, Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь рассматривают проблему столкновения между реальными возможностями и идеальными целями, Ф.Е.Василюк, В.В.Кортава и Е.Б.Фанталова описывают ситуацию, когда человек не может воспринять чувственно определенные общественные ценности («Ценность» по Е.Б.Фанталовой), а лишь осознает их («Доступность»).
Рассмотрение всего массива теоретических изысканий по проблеме ВЛК дает нам достаточно широкое всестороннее представление о его особенностях, видах, причинах возникновения, способах разрешения. Однако проблема такого количества исследований заключается в том, что никто не описал явление полностью, а ограничился только той частью, которая попадает в проблематику его научной школы.
Самосознание личности, «Я - концепция»
Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.
Самосознание личности формируется очень рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, ког ...
Любовь и страсть
Первый шаг в научном изучении романтической любви, как и в изучении любой другой переменной величины, заключается в том, чтобы решить, как определять и измерять её. Мы умеем измерять агрессию, альтруизм, предрассудки и симпатию, но как измерить любовь?
Тот же самый вопрос задала и Элизабет Барретт Браунинг [Элизабет Барретт Браунинг (1 ...
Особенность передачи информации.
Природа самотранслируемого сообщения такова, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение. Можно предложить несколько объяснений этому свойству самотранслируемости:
Во-первых, достаточно часто слух содержит информацию, принципиально умалчиваем ...