RSS Feed

Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии

Психологические материалы » Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников » Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии

Мы уже писали о видах внутриличностных конфликтов, описанных в литературе, там же упомянули о причинах, их порождающих. Обычно это дисгармония между желаемым и действительным, между разными ценностями, мотивами, когнициям, социальными ролями субъекта, так же немаловажным фактором являются физические и психические заболевания.

Однако важным для нас уточнением является социальная ситуация развития субъекта – выбор профессии. Какие факторы детерминируют возникновение внутриличностного конфликта в этой ситуации. Исходя из рассмотренной теории мы можем предположить, что

Первоочередным фактором возникновения конфликта может быть рассогласование позиций значимых близких и самого субъекта (проблема уровня «хочу» - «надо» по Е.А.Климову)

Не менее сложная проблема в жизни оптанта – давление социума, то есть ситуация, происходящая на рынке, избегание неопределенности, престиж и прибыльность той или иной профессиональной сферы (это сходно с конфликтом нереализованного желания и ролевым конфликтом)

В отдельную группу попадают конфликты самооценки и адаптации, нам кажется, что отсутствие веры в собственные силы близка с нежеланием принять необходимость сделать выбор, дезадаптацией к социальной ситуации.

Данная классификация располагается по гипотетической степени встречаемости у школьников 9-11 классов, подтвердится ли она в исследовании – пока остается неизвестным.

Не менее важной проблемой, чем факторы возникновения конфликтов – является проблема их разрешения. Ранее мы упоминали об этом и основной вывод, который можно сделать на данном этапе – конфликт это скорее отношение человека к стоящей перед ним проблеме, чем безусловное следствие.

Б.С.Волков и Н.Д.Волкова предлагают следующие способы разрешения внутриличностных конфликтов:

1) Адекватно оценить ситуацию, в которой оказался субъект (с помощью рефлексии осознать самого себя в ситуации, создать правильной образ собственного Я, реагировать на факты, а не на представления о них, научится контролировать собственные эмоции);

2) Эмоциональный груз переходит в ресурс для решения проблем;

3) С помощью этого ресурса точно описать сложившуюся ситуацию и создать алгоритм решения.

Авторы подчеркивают, что единого способа разрешения внутриличностного конфликта не существует, остаются лишь необходимые константы: отношение к проблеме, сила воли, рефлексия, управление эмоциями.

С помощью метода интервью мы попробовали выявить индивидуальные подходы к каждому респонденту. То есть тот способ решения, который подошел бы к их ситуации, здесь мы предполагаем, что при одинаковых видах конфликтах, интервьюируемые предложат сходные способы разрешения.


Волевое действие
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема. Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов: ...

Анализ проблемы изучения индивидуальности в психологии. Понятие индивидуальности в психологии
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраже ...

Восприятие внешнего мира
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ...