Факторы возникновения и способы разрешения внутриличностных конфликтов в ситуации выбора профессии
Мы уже писали о видах внутриличностных конфликтов, описанных в литературе, там же упомянули о причинах, их порождающих. Обычно это дисгармония между желаемым и действительным, между разными ценностями, мотивами, когнициям, социальными ролями субъекта, так же немаловажным фактором являются физические и психические заболевания.
Однако важным для нас уточнением является социальная ситуация развития субъекта – выбор профессии. Какие факторы детерминируют возникновение внутриличностного конфликта в этой ситуации. Исходя из рассмотренной теории мы можем предположить, что
Первоочередным фактором возникновения конфликта может быть рассогласование позиций значимых близких и самого субъекта (проблема уровня «хочу» - «надо» по Е.А.Климову)
Не менее сложная проблема в жизни оптанта – давление социума, то есть ситуация, происходящая на рынке, избегание неопределенности, престиж и прибыльность той или иной профессиональной сферы (это сходно с конфликтом нереализованного желания и ролевым конфликтом)
В отдельную группу попадают конфликты самооценки и адаптации, нам кажется, что отсутствие веры в собственные силы близка с нежеланием принять необходимость сделать выбор, дезадаптацией к социальной ситуации.
Данная классификация располагается по гипотетической степени встречаемости у школьников 9-11 классов, подтвердится ли она в исследовании – пока остается неизвестным.
Не менее важной проблемой, чем факторы возникновения конфликтов – является проблема их разрешения. Ранее мы упоминали об этом и основной вывод, который можно сделать на данном этапе – конфликт это скорее отношение человека к стоящей перед ним проблеме, чем безусловное следствие.
Б.С.Волков и Н.Д.Волкова предлагают следующие способы разрешения внутриличностных конфликтов:
1) Адекватно оценить ситуацию, в которой оказался субъект (с помощью рефлексии осознать самого себя в ситуации, создать правильной образ собственного Я, реагировать на факты, а не на представления о них, научится контролировать собственные эмоции);
2) Эмоциональный груз переходит в ресурс для решения проблем;
3) С помощью этого ресурса точно описать сложившуюся ситуацию и создать алгоритм решения.
Авторы подчеркивают, что единого способа разрешения внутриличностного конфликта не существует, остаются лишь необходимые константы: отношение к проблеме, сила воли, рефлексия, управление эмоциями.
С помощью метода интервью мы попробовали выявить индивидуальные подходы к каждому респонденту. То есть тот способ решения, который подошел бы к их ситуации, здесь мы предполагаем, что при одинаковых видах конфликтах, интервьюируемые предложат сходные способы разрешения.
Сознание
Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения этих планов. Все эти перечисленные качества человека связаны со сферой его сознания ...
Модель К. Спирмена
Модель К.Спирмена признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в т ...
Необычные явления, связанные с памятью
Процесс памяти сам по себе является феноменом, однако существуют люди, у которых даже этот феномен необычаен. То есть у этих людей необычайные способности. Одни из них могут запоминать огромное количество информации, другие могут запоминать её удивительно быстро. Кто-то очень хорошо запоминает числа, а кому-то лучше даются тексты.
В хо ...