RSS Feed

Обзор психологической литературы по проблемам языка и речи. Изучение языка и речи в рамках основных психологических направлений
Страница 1

Психологические материалы » Язык, речь, общение » Обзор психологической литературы по проблемам языка и речи. Изучение языка и речи в рамках основных психологических направлений

Исследования языка и речи проводилось в рамках основных научных направлений психологии – в рамках бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа, ролевой теории, гуманистической психологии. И все эти направления внесли свой вклад в развитие этой проблемы.

Среди социально-психологических теорий, которые основаны на парадигме бихевиоризма и которые повлияли на проблему речи и на разработку области общения, можно отметить теории социального научения и теории обмена. В рамках теории социального научения происходит систематическая модификация поведения человека при повторении одинаковых ситуаций. Так выделяют реактивное научение, т.е. выработка условного рефлекса на основе ассоциативных связей, инструментальное научение, т.е. закрепление необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления и научение на основе наблюдения. По отношению к речи, исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребёнок обладает врождённой потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведёт к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению основным её элементам, а механизмами формирования речи выступают подражание и подкрепление.

Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остаётся быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем возрасте. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее в развитии ребёнка существуют моменты, которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых (это относится, в основном, к творческой деятельности). Это говорит о том, что в рамках теории речевого научения очень трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

Ещё одной теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических задатков, автором которой является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трёх лет. Этот возраст является сензитивным для развития речи. В течение этого периода развитии речи обычно происходит без осложнений, но вне его усвоить язык или трудно, или вообще невозможно.

Основная идея когнитивного подхода заключается в том, что подведение человека зависит от того, как он воспринимает социальное окружение. Насколько бы ни хаотична или противоречива была ситуация, люди привносят в неё определённый порядок. Когнитивные схемы, организующие восприятие и интерпретацию социального мира человека, влияют на поведение человека. И в этой связи, в центре внимания когнитивистов оказываются процессы восприятия, интерпретации, запоминания, формирования образов и их последующая активность. Большое значение для разработки проблем общения и речи имели теории структурного баланса, коммуникативных актов, конгруэнтности, теория каузальной атрибуции. Основные идеи этих теорий отражены в работах Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Ч. Осгуд, Э. Джонса, К. Дэвис, Дж. Келли, Л. Росс и др.

Остановимся более подробно на одной из наиболее известных и популярных теорий усвоения языка и формирования речи в рамках когнитивного подхода – когнитивной теории Ж. Пиаже. Согласно данной теории развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребёнка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребёнка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трёх создаёт предпосылки для успешного освоения ребёнком речи.

Страницы: 1 2


Значение родительской заботы о потомстве в формир. психики у зрело - и незрелорожд. жив.
Существуют в реальном мире: зрелорожденные детеныши и незрелорожденные. У зрелорожденных все системы связаны с движением имеютвызревшие центры, т. е. рефлексы сразу начинают осуществляться. У незрелорожденных все системы связаны с двигательными. Все зависит от условий проживания. Есть рефлексы, центры которых, вызревают в ходе жизни в о ...

Объект и предмет исследования
Объект исследования – личность. Предмет исследования – особенность профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Цель исследования – исследование особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1. Выявить профессиональный тип личности школьников 9 класса; 2. Выявить професс ...

Мотивация как психологическая категория. Структура мотивации.
Леонтьев. Мотив — означающий то объективное, в чем пережи­ваемая потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется д-ть как на побуждающее ее. Мотивация= потреб­ность. Рубинштейн. Иногда ч-к может ощущать влечение, но не пони­мать его. Пока ч-к не может осознавать влечение, это нельзя на­звать потребностью, мотивом. ...