RSS Feed

Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Исходным положением в этой ситуации является утверждение, что «сознательное управление психическим разви­тием ребенка совершается прежде всего путем управления . ведущей деятельностью».

Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, вос­питываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обу­чается. Это значит: воспитание и обучение включаются

в са­мый процесс развития ребенка, а не надстраиваются

лишь над ним .» и далее « .личностные психические свойства

ребенка, его способности, черты, характера и т.д. .не только проявляются,

но и формируются

входе собственной деятельности ребенка .».

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельно­сти, которая, прежде всего, определяется мотивами. Как отмечалось выше, два типа мотивов характеризуют пре­имущественно учебную деятельность - мотивация дости­жения и познавательная мотивация. Последняя является осно­вой учебно-познавательной деятельности человека, соответст­вуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правиль­ном взаимодействии и отношении студентов и преподавате­лей. В обучении мотивация достижения подчиняется познава­тельной и профессиональной мотивации. Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача фор­мирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, не­обходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражне­ний по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учиты­вая трудности адаптационного периода обучения студентов на I курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентации студента, его мотивации и такие индивидуальные свойства, как тревожность, эмоциональность, неоценимо. Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценно­стей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означа­ет для преподавателя необходимость усиления диалогичное™ обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе


Заключение. Перспективы и виды терапии пограничных психических расстройств
Проблема пограничных психических расстройств обширна и значима. Однако при своевременной постановке диагноза и назначении адекватной терапии невротическая патология достаточно хорошо поддается редукции и позволяет пациентам возвращаться к полноценной активности во всех сферах жизнедеятельности [3]. Непременным залогом успешности терапи ...

Понятие об эмоциях и чувствах
Пошли мне бури и ненастья, Даруй мучительные дни,– Но от преступного бесстрастья, Но от покоя сохрани! И. А. Аксаков Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения ил ...

Воспитание – составляющая педагогического процесса
Воспитание – эта та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством учителя и в результате его социальной деятельности. Цель воспитания - сформировать у воспитуемого качества поведение в соответствии с предъявляемыми обществом требовани ...