RSS Feed

Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Психологические материалы » Этапы становления педагогической психологии » Развитие ч-ка как субъекта д-ти в процессе обучения.

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъект деятельности. Исходным положением в этой ситуации является утверждение, что «сознательное управление психическим разви­тием ребенка совершается прежде всего путем управления . ведущей деятельностью».

Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, вос­питываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обу­чается. Это значит: воспитание и обучение включаются

в са­мый процесс развития ребенка, а не надстраиваются

лишь над ним .» и далее « .личностные психические свойства

ребенка, его способности, черты, характера и т.д. .не только проявляются,

но и формируются

входе собственной деятельности ребенка .».

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельно­сти, которая, прежде всего, определяется мотивами. Как отмечалось выше, два типа мотивов характеризуют пре­имущественно учебную деятельность - мотивация дости­жения и познавательная мотивация. Последняя является осно­вой учебно-познавательной деятельности человека, соответст­вуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правиль­ном взаимодействии и отношении студентов и преподавате­лей. В обучении мотивация достижения подчиняется познава­тельной и профессиональной мотивации. Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача фор­мирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, не­обходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражне­ний по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учиты­вая трудности адаптационного периода обучения студентов на I курсе. Его влияние на характер освоения новых ценностных ориентации студента, его мотивации и такие индивидуальные свойства, как тревожность, эмоциональность, неоценимо. Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценно­стей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означа­ет для преподавателя необходимость усиления диалогичное™ обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе


Холодное, липкое рукопожатие
Никому не нравится холодное, липкое рукопожатие при котором создается впечатление, что вы взяли в руки дохлую рыбу. Из-за напряжения при встрече с незнакомыми людьми кровь отливает от поверхностного слоя кожи и приливает к мышцам рук и ног. Это естественная подготовка к реакции «дерись или беги». В результат температура рук понижается, ...

Подходы к воздействию на преступность по Ч. Ломброзо
Как уже отмечалось, Ломброзо рассматривает преступников как больных (нравственно помешанных). Соответственно и меры воздействия на них сходны с мерами воздействия на сумасшедших. На его взгляды в этой области, помимо психиатрической практики, значительное влияние оказала теория социальной защиты, разработанная Э. Ферри. В одной из своих ...

Бессознательное
В “Толкование сновидений” Фрейд даёт следующее определение бессознательному: “Бессознательное - это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действ ...