ТворчествоСтраница 3
Воображение может, быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).
Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Этапы творческого воображения
возникновение творческой идеи;
«вынашивание» замысла;
реализация замысла.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых, качеств, частей;
гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами.
В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.
Творческое мышление:
пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Креативность как показатель творческих возможностей человека понимается многогранно: «креативность – это продуцирование чего-то нового (идеи, объекта, новой формы старых элементов и т.п.)», это «трансляция, перевод знаний и идей в новую форму», «пересечение двух идей одновременно», «креативность – это самовыражение личности, способность думать в неисследованных областях без влияния обычаев, свойственных для прошлой практики».
Известный психолог Гилфорд отмечает, что наиболее важными сторонами креативности являются факторы открытия (способность развивать информацию сверх того, что дает стимуляция) и факторы дивергентного мышления (способность выходить в различные направления над пространством решаемой проблемы, отойти от системы привычных методов решения). У всех ли есть креативность? Одни ученые считают, что креативность проявляется только у особых людей в редкие моменты времени, другие полагают, что креативные процессы поддаются тренировке и расширению, но большинство уверено, что креативный процесс тренировать нельзя, так как он возникает только в результате сочетания проблем, индивидуальностей, навыков и специального окружения.
Творцом так же, как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.
Мысль о необходимости разработки эффективных методов решения творческих задач высказывалась давно, по крайней мере, со времени древнегреческого математика Паппа, в сочинениях которого впервые встречается слово «эвристика». Однако лишь в середине XX века стало очевидным, что создание таких методов не только желательно, но и необходимо. Появление методов активизации перебора вариантов – знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практике возможность – пусть в ограниченных пределах – управлять творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон показали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об «озарении», не поддающемся управлению и воспроизведению.
Но все известные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологию решения творческих задач, связанную с перебором вариантов решения той или иной проблемы. Сегодня ж недопустимо тратить время, средства и силы на «пустые» варианты. Это сравнимо с шахматистом, который, не зная простейших правил и приемов, годами думает над ходом е2 – е4. А ведь метод проб и ошибок связан не только с огромными потерями времени и сил при решении задач. Пожалуй, наибольший ущерб он наносит, не давая возможности своевременно увидеть новые задачи.
Место и роль психодиагностики в системе научного знания. Психодиагностика
как наука
Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода - диагностического.
Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериме ...
Деятельностный подход к анализу психического развития детей
Традиционно в отечественной психологии выделяют как минимум два направления: московскую, так называемую «деятельностную психологию», и ленинградскую школу психологии, которая получила название отношенческой.
В русле деятельностного подхода в центре внимания находился принцип единства деятельности и сознания, разрабатывалась категория д ...
Воображение и внимание
Воображение -
процесс создания образа или идеи, свойственный только человеку, необходимое условие его трудовой деятельности.
Виды воображения:
Активное:
Воссоздающее - создание образа по описанию, схеме.
Творческое - создание нового образа.
Антиципирующее – предвидение, предвосхищение будущего.
Пассивное:
Произвольное - мечты, г ...