RSS Feed

Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие: биологизаторские и социологизаторские теории развития психики
Страница 1

Психологические материалы » Возрастная психология » Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие: биологизаторские и социологизаторские теории развития психики

Вопросы для самоподготовки:

Биологические процессы развития. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).

Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Современные варианты теорий биологического созревания (Н.Хомский, Д.Хебб). Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии.

Влияние наследственности и генных аномалий на психическое развитие. Хромосомные и генные аномалии. Аномалии, связанные с половыми хромосомами.Наличие лишней хромосомы: синдром Клайнфелтера, синдромом сверхмужчины. Отсутствие или угнетенность хромосомы: синдром Тернера.Разрыв хромосом. Аномалии, связанные с генами половых хромосом: гемофилия и цветовая слепота. Аномалии, связанные с аутосомами: синдром Дауна. Аномалии, связанные с генами аутосом: болезнь Тея-Сакса, кистозный фиброз, серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия, хорея Гентингтона.

Генетическое консультирование. Дородовой скрининг. Ультразвуковое исследование (УЗИ). Амниоцентез (прокол амниона). Анализ ворсинок хориона. Фетоскопия. Анализ крови матери. Предимплантационная генетическая диагностика.

Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики.

Важен для психологии и вопрос о границах и особенностях динамики психического развития, о том, является ли оно преформи-рованным или непреформированным. Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Любой цветок, как бы он ни изменялся, становясь пышнее или увядая, остается, например, розой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или яблоню. Его развитие преформировано и ограничено структурой того семени, из которого он вырастает. Но ограничено ли развитие психики? В определенной степени психологи склонны были положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, например, ограничения, связанные с продолжительностью жизни человека, его врожденными способностями, границами его ощущений и т. д. В то же время многие данные показывают, что развитие познания, совершенствование воли, личности человека не имеют предела. Таким образом, и в этом вопросе ученые первой половины XX в. не были едины, причем ответ во многом зависел от точки зрения на то, что является движущей силы психического развития и какие механизмы его обеспечивают.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Закон причины и следствия
Держа ладони на виду во время разговора, вы сможете внушить к себе доверие со стороны собеседника и покажетесь ему более искренним и открытым человеком. Интересно, что, когда подобный жест входит в привычку, склонность к обману ослабевает. Большинству людей физически трудно говорить неправду, когда их ладони видны собеседнику. В действи ...

Определение воображения
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить ...

История учений о характере
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования пове­дения человек ...