RSS Feed

Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками

Психологические материалы » Психология и педагогика » Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками

- общая педагогика – изучает общие закономерности воспитания и обучения;

- теория воспитания - изучает специально организуемый воспитательный процесс в целом и по направлениям воспитательной работы.

- дидактика (теория обучения) исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий;

- история педагогики – изучает зарождение, развитие и результаты педагогических учений;

- сравнительная педагогика - занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах;

- дефектология – изучает закономерности обучения и воспитания детей, имеющих определенные отклонения в развитии;

- методики преподавания учебных предметов – изучают закономерности преподавания и усвоения учебных дисциплин.

Другим основанием для выделения отраслей педагогики выступают уровни (ступени) системы образования. Тогда выделяются дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней общеобразовательной и высшей школы, педагогика образования взрослых и др.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика тесно связана с различными науками и учитывает их достижения в процессе воспитания и образования людей.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.

Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность принимать во внимание в процессе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.

Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей разных социальных групп.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружает физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания.

Экономические науки, изучая закономерности развития производственных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.

Исторические науки показывают историческое своеобразие формирования человека и общества, а также проблем воспитания в различных исторических условиях.


Формы переживания эмоций и чувств
О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Б. Пастернак Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных о ...

Цель методики
Определение степени, в которой человек испытывает отчуждение – утрату смысла, ценностей – в той или иной сфере своей жизни. ...

Слух как элемент массового общения.
Слух, являясь достаточ­но частотным элементом массового общения, значительно реже по­падает в обиход общения научного. Слухи предоставляют определен­ный интерес и с чисто теоретической стороны природой своего са­мостоятельного распространения, и тем, что средства массовой ком­муникации, являясь более организованными, более мощными, в ...