RSS Feed

Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками

Психологические материалы » Психология и педагогика » Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками

- общая педагогика – изучает общие закономерности воспитания и обучения;

- теория воспитания - изучает специально организуемый воспитательный процесс в целом и по направлениям воспитательной работы.

- дидактика (теория обучения) исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий;

- история педагогики – изучает зарождение, развитие и результаты педагогических учений;

- сравнительная педагогика - занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах;

- дефектология – изучает закономерности обучения и воспитания детей, имеющих определенные отклонения в развитии;

- методики преподавания учебных предметов – изучают закономерности преподавания и усвоения учебных дисциплин.

Другим основанием для выделения отраслей педагогики выступают уровни (ступени) системы образования. Тогда выделяются дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней общеобразовательной и высшей школы, педагогика образования взрослых и др.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика тесно связана с различными науками и учитывает их достижения в процессе воспитания и образования людей.

Философия и социология как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.

Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность принимать во внимание в процессе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.

Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей разных социальных групп.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружает физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания.

Экономические науки, изучая закономерности развития производственных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.

Исторические науки показывают историческое своеобразие формирования человека и общества, а также проблем воспитания в различных исторических условиях.


Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров, конфликты и пути их разрешения
Подготовка к переговорам включает следующие этапы: составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, редактирование, обработка хода ведения переговоров. Процесс ведения переговоров включает в себя начало переговоров, ...

Особенности личности при пограничных расстройствах
Пограничные формы психических расстройств условно объединяются в одну группу болезненных нарушений на основе признаков, включающих достаточно характерные проявления. Их обнаружение позволяет проводить дифференциацию пограничных состояний как с основными «непограничными» патологическими проявлениями, так и с состоянием психического здоро ...

Общение со сверстниками и субкультура
Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение - это главный вид деятельности подростка. Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие ...