Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- общая педагогика – изучает общие закономерности воспитания и обучения;
- теория воспитания - изучает специально организуемый воспитательный процесс в целом и по направлениям воспитательной работы.
- дидактика (теория обучения) исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий;
- история педагогики – изучает зарождение, развитие и результаты педагогических учений;
- сравнительная педагогика - занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах;
- дефектология – изучает закономерности обучения и воспитания детей, имеющих определенные отклонения в развитии;
- методики преподавания учебных предметов – изучают закономерности преподавания и усвоения учебных дисциплин.
Другим основанием для выделения отраслей педагогики выступают уровни (ступени) системы образования. Тогда выделяются дошкольная педагогика, педагогика начальной, средней общеобразовательной и высшей школы, педагогика образования взрослых и др.
Связь педагогики с другими науками
Педагогика тесно связана с различными науками и учитывает их достижения в процессе воспитания и образования людей.
Философия и социология как науки о наиболее общих законах развития окружающей действительности и общества позволяет учитывать в воспитании социальные особенности жизни и деятельности людей и правильно оценивать их влияние на формирование различных качеств человека.
Политология, раскрывая проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на жизнь и деятельность людей, дает возможность принимать во внимание в процессе воспитания молодого поколения психологические механизмы формирования их политической сознательности, специфику развития их социальной и политической активности.
Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи ее широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей разных социальных групп.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружает физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания.
Экономические науки, изучая закономерности развития производственных отношений, дают возможность правильно представлять и учитывать влияние экономических процессов в обществе на воспитание людей.
Исторические науки показывают историческое своеобразие формирования человека и общества, а также проблем воспитания в различных исторических условиях.
Эмпирическое исследование исследование
мотивационно-потребностной сферы супругов. Обоснование выборки и методик, применяемых при
исследовании мотивационно-потребностной сферы супругов
Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности человека от негативного воздействия различных факторов, снятия с него отрицательной эмоциональной напряженности, вызванной различными не психологического свойства факторами. Наблюдения показывают, что полное восстановление силы человека происходит в об ...
Основы и сущность понятия лидерства. Лидерство:
сущность и содержание
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллекти ...
Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
- общая педагогика – изучает общие закономерности воспитания и обучения;
- теория воспитания - изучает специально организуемый воспитательный процесс в целом и по направлениям воспитательной работы.
- дидактика (теория обучения) исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирован ...