RSS Feed

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф.Скиннера

Психологические материалы » Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов » Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф.Скиннера

Научающе-бихевиоральный подход к личности Б.Скиннера касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер утверждает, что среда определяет наше поведение, в отличие от других психологических подходов, Скиннер считал, что поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение и, таким образом, лучше понять личность, нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями.

Теоретическая парадигма данного направления: стимул-реакция (поведение).

Основное положение теории Скиннера – подкрепление. Выявлено различие между первичными безусловными и вторичными условными подкрепляющими стимулами. Вторичные стимулы (одобрение, внимание и т.д.) оказывают сильное влияние на поведение человека, повышают силу

реакции. Исходя из теоретических принципов – все наши ценности, установки, предпочтения, стереотипы, эмоциональные реакции, личностные особенности и проблемы – результат научения. Получая подкрепления от нашего окружения, мы формируемся под его воздействием.

Цель психологической помощи – обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помощь в овладении новым поведением. Частные цели включают в себя: формирование новых социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п.

Задача консультанта состоит в том, чтобы: определить форму поведения, над которой необходимо работать; найти подкрепляющие стимулы, которые будут мотивировать данного клиента; после того как клиент проявит желаемую форму поведения, предоставить ему необходимое подкрепление; постепенно отучить клиента от любой внешней мотивации, заменив ее внутренним самоподкреплением.

Эффективность работы консультанта Телефона Доверия с абонентом в данном направлении можно достичь путем применения психотехник, связанных с позитивным подкреплением, включающих в себя «угуканье» (активное слушание), тем самым побуждая его к доверию и открытости, а также одобрение или не одобрение поведения абонента.

Консультирование носит директивный характер и, поэтому консультант выступает здесь в роли учителя, наставника. В связи с этим для успешного консультирования в поведенческом подходе психологу необходимо обладать такими качествами как активность и развитая речь.


Система черт характера
Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности человека: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует с ...

История проблемы
А) Попытки философского осмысления способностей мы находим в трудах Платона и Аристотеля, Аврелия, Августина и Фомы Аквинского, Ибн-Сины и Фараби, Спинозы; они и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий. Собственно психологическое изучение способностей и одаренности получило освещение в трудах Штерн ...

Дифференциация лидерских ролей
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: - роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи; - роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентиров ...