RSS Feed

Основные этапы конструирования теста
Страница 1

Психологические материалы » Психодиагностика как наука » Основные этапы конструирования теста

Прежде чем приступать к созданию теста, необходимо четко знать, для чего он нужен. Ясный ответ на этот вопрос - необходимое условие работы. Поэтому первым шагом будет формулирование цели будущего теста. После этого следует обратиться к разработке спецификации будущего теста. Наиболее удобно сделать это в виде таблицы, в котором по горизонтали будут располагаться содержательные области, которые предполагается измерять, а по вертикали - их манифестации, или пути, по которым содержательные области могут проявляться.

Ясное понимание цели будущего теста, естественно, облегчает построение перечня того, что предстоит измерять. При спецификации манифестаций важно обеспечить выделение различных форм их реализации.

В каждом задании может быть задан только один вопрос или сформулировано одно утверждение. Нельзя допускать появления заданий, в которых присутствует формулировки типа: "для этого человека и других людей", "как и другие" и тому подобное. Каждое задание (вопрос) должен быть предельно просто и ясно. Необходимо избегать двусмысленных формулировок и придерживаться, насколько это возможно, наиболее простых вариантов ответов. В то же время необходимо стремиться к тому, чтобы обследуемые не могли догадываться о том, для измерения какой черты предназначено то или иное задание. В противном случае ответы будут отражать их точку зрения на выраженность у себя этой черты, а не реальное положение дел.

Задания должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения.

Везде, где только можно, следует избегать употребления таких слов, как "часто", "редко" и тому подобное. Иначе говоря, в формулировке заданий нужно очень осторожно прибегать к словам, указывающим на частоту действий. Также следует избегать терминов, выражающих чувства. Лучше представить задание в контексте поведения.

Очень важно, чтобы любой из предлагаемых вариантов ответа воспринимался испытуемым как возможный, вероятный. Ответ, воспринимаемый обследуемым как неправильный, будет иметь малую вероятность выбора.

После разработки всех заданий к ним следует вернуться через некоторое время и попытаться еще раз оценить их формулировки, еще раз убедиться в том, что все они легко понимаются и не содержат двусмысленностей. Для этого требуется привлечь хотя бы двух-трех экспертов. В личностных опросниках, как правило, используются три типа заданий: дихотомические, трихотомические и задания с рейтинговыми шкалами. Весьма популярны задания с альтернативным выбором (дихотомические), которые просты для понимания, легки и удобны для обработки. Это задание требует наименьшего времени на ответы. К их недостатком относится то, что обследуемые часто не удовлетворены предполагаемой альтернативой, хотели бы видеть больше вариантов ответа. Задания трихотомитрические (три варианта ответа, например "да", "не знаю", "нет") также распространены в опросниках, и их преимуществом является то, что обследуемые могут более точно выразить себя, нежели в случае альтернативы.

Какие-либо правила, определяющие количество вариантов выбора ответа, отсутствуют. Обычно не рекомендуется использование более семи в опросниках, использующих рейтинговые шкалы. Важно обеспечить достаточное количество градаций ответа, с тем, чтобы обследуемые были в состоянии адекватно выразить самих себя. Следует помнить о том, что в разрабатываемом опроснике желательно использовать только один тип заданий.

Разработчикам тестов хорошо известно, что от оформления, формы представления методики, что определяется как ее очевидная (лицевая) валидность, зависит, насколько серьезно воспринимается она испытуемыми в качестве инструмента обследования. В любом опроснике должен быть представлен блок основной информации, который включает в себя его название, а также вопросы, касающиеся имени, пола, возраста, образования и некоторых других необходимых для исследователя данных. Обязательно указывается дата заполнения опросника.

Инструкция должна быть ясной, доступной для понимания. В ней должно быть указано, как выбрать ответ и каким образом отмечать его в отроснике. Здесь же содержится дополнительная информация, которую разработчик считает необходимым сообщить обследуемому.

Для компоновки текста опросника следует руководствоваться такими рекомендациями.

а) Нумеруется каждое задание.

б) Каждая строка на странице болжна быть короткой и содержать не более 10-12 слов.

в) Все задания располагаются по прямой вертикальной полосе сверху вниз в левом углу страницы.

Страницы: 1 2 3


Методика Яна Стреляу
Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов. Основываясь на ...

Метод убеждения. Анализ определений понятия убеждения в психологии
Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения: 1.Убеждение - это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю [2]. 2. Убеждение – это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств [4]. 3. Убеждение – это побуждение ч ...

Первичные компоненты телосложения
После значительного периода исследований и обсуждений этих изображений Шелдон и его сотрудники заключили, что, получив три компонента, они исчерпали возможности выделения новых. Эти три параметра стали сердцевиной методики измерения внешней структуры тела, и следующая стадия исследований Шелдона была посвящена тщательному описанию и изм ...