Доминирование гендерного фактора над лидерской позицией
1) Концепция гендерного потока, выдвинутая Барборой Гутек, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе и лидерство, как бы “заливая”, подобно потоку, все вокруг. Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит прежде всего от пола.
2) Теория гендерного отбора лидеров исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола: по отношению к женщине эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против неё. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает гендерную диспропорцию среди лидеров в организациях.
3) Концепция токенизма, предложенная Розабет Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе её члены, составляющие её большинство по какому-либо из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название “токенов” (символов): к примеру, в качестве последних выступали 2-3 чернокожих в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в качестве токенов.<…>([2] стр. 88)
4) Своё неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент (impression management) – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов. Считается, что интеграция может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности, в установлении хороших взаимоотношений с подчиненными.<…>([2] стр. 89)
5) Для объяснения отсутствий между лидерами разного пола привлекается идея андрогинии. Андрогинности рассматривается как сочетание показателей высокой маскулинности и высокой фемининности. Андрогинности отдавали предпочтение перед маскулинностью и фемининностью, и теория андрогинного менеджмента А.Серджента, к примеру, утверждала, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. <…>([2] стр. 89)
6) Сторонники фрейдизма традиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо с мускулинной гендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое “фаллическим”, рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам. В последнее время можно наблюдать некоторое смягчение психоаналитических взглядов на женское лидерство. ([2] стр. 90)
Развитие способностей
Существует два подхода к проблеме:
Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сенситивных периодов - оптимальные временные условия для развития способностей.
Личностный: способность - средс ...
Заключение.
В данной работе выяснилось, что само уже сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания.
В работе рассматривалось как понятие социальной психологии, так и ее место в системе научного гуманитарного знания.
[1] Челпанов, 1924;
[2] Будилова, 1971;
[3] В ...
История изучения индивидуальности в отечественной психологии
Значение проблемы индивидуальности менялось в ходе развития научного знания. В послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностью заслонили десятилетия живого Я. В конечном счете, это вело к полному растворению личности в коллективе, к разрушению возможностей личного творчества и индивидуальной инициативы, к формир ...