RSS Feed

Доминирование гендерного фактора над лидерской позицией

Психологические материалы » Проблема гендерных различий в современном мире » Доминирование гендерного фактора над лидерской позицией

1) Концепция гендерного потока, выдвинутая Барборой Гутек, фактор пола считает доминирующим: он является более мощным, чем другие факторы, в том числе и лидерство, как бы “заливая”, подобно потоку, все вокруг. Согласно этой концепции, восприятие лидера зависит прежде всего от пола.

2) Теория гендерного отбора лидеров исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола: по отношению к женщине эти требования выше: чтобы получить ту же менеджерскую должность, что и мужчина, женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияние предубеждений против неё. Эти предубеждения не позволяют части женщин занять лидерскую позицию, что порождает гендерную диспропорцию среди лидеров в организациях.

3) Концепция токенизма, предложенная Розабет Кэнтер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе её члены, составляющие её большинство по какому-либо из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, получили название “токенов” (символов): к примеру, в качестве последних выступали 2-3 чернокожих в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужской группе и женщины-лидеры в мужском деловом мире выступают в качестве токенов.<…>([2] стр. 88)

4) Своё неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент (impression management) – способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов. Считается, что интеграция может помочь женщинам-лидерам уравнять свои шансы с мужчинами, в частности, в установлении хороших взаимоотношений с подчиненными.<…>([2] стр. 89)

5) Для объяснения отсутствий между лидерами разного пола привлекается идея андрогинии. Андрогинности рассматривается как сочетание показателей высокой маскулинности и высокой фемининности. Андрогинности отдавали предпочтение перед маскулинностью и фемининностью, и теория андрогинного менеджмента А.Серджента, к примеру, утверждала, что эффективный лидер должен перенимать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. <…>([2] стр. 89)

6) Сторонники фрейдизма традиционно негативно относились к женскому лидерству, связывая его сугубо с мускулинной гендерной ролью. Лидеры-женщины считались обладателями нездоровой гендерной идентичности, а их стремление к лидерству, называемое “фаллическим”, рассматривалось как проявление неполноценности женщин, завидующих мужчинам. В последнее время можно наблюдать некоторое смягчение психоаналитических взглядов на женское лидерство. ([2] стр. 90)


Сущность понятия «характер» и его основные составляющие
В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе (5). Под характером принято понимать совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе (2, 4). Характер проявляется в деятельности и ...

Образное мышление ребёнка
Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, и которых действие, в ...

Переходим к анализу и обсуждению полученных результатов
Мы проанализировали результаты и ответы испытуемых на контрольные вопросы по 5 субшкалам, суммируя соответствующие пункты опросника по таблице №5 и обсуждая результаты по таблице№6. 1)Проанализировав результаты испытуемых по субшкале Отчуждение от общества , мы подразделили наших испытуемых на 3 группы. А) Ирана и Таня У данных испыт ...