RSS Feed

История изучения индивидуальности в отечественной психологии
Страница 2

Психологические материалы » Индивидуальность человека » История изучения индивидуальности в отечественной психологии

Проблема индивидуальных различий интересовала философов и педагогов, медиков и моралистов, писателей и художников с древнейших времен. Знания о различиях между людьми накапливались сначала на основе эмпирических знаний. "Но только с внедрением в психологию эксперимента и появлением новых критериев научности ее представлений создаются предпосылки для зарождения соответствующих этим критериям знаний об индивидуальных различиях между людьми". Эксперимент создал для науки об индивидуальных различиях людей новые исследовательские возможности, но активизация интереса к подобным разработкам складывалась под влиянием запросов педагогической, медицинской, индустриальной практики. Однако в отечественной науке того времени, кроме зарождающихся экспериментальных исследований индивидуальности, существовал довольно большой пласт работ, в которых индивидуально-психологические различия обсуждались на основе эмпирических наблюдений, имеющегося педагогического, клинического опыта и т.д. Несмотря на естественное в этом случае отсутствие строгих экспериментальных критериев, эти работы содержат и основные проблемы, встававшие перед практиками - психологами, педагогами, медиками, физиологами, и - иногда - анализ и решение этих проблем. Поэтому именно этот массив работ адекватно отражает «массовую» репрезентацию задач, связанных с психологией человеческой индивидуальности.

Отечественная психология конца XIX - середины 30-х годов XX века, в первую очередь,- прикладная наука, ориентированная на жизнь, на практическое использование научного запаса знаний во всех сферах деятельности человека, в школе и на производстве. Она пыталась решить задачи, которые выдвигало перед ней общество. В это время активно развиваются педология, психотехника, в недрах которых активно разрабатывалась проблема индивидуальности.

Эти тенденции отечественной науки оказали существенное влияние на формирование интереса к проблеме индивидуальности и ее активную разработку.

Как известно, в истории отечественной психологии отмечается несколько попыток создания комплексной дисциплины, основным ядром которой выступают понятия личности, индивидуальности человека. Первая из них относится к середине XIX века и связана с творчеством известного русского ученого А.И. Галича. В своей фундаментальной работе «Картина человека» (1834) он поставил вопрос о необходимости создания самостоятельной науки, отличной и от физиологии, и от психологии (которую он понимал лишь как учение о духовном в человеке), названной им человековедением или человекоучением. Объектом ее изучения, согласно Галичу, должна стать человеческая индивидуальность в целостности ее «духовного характера» и «телесного бытия». Следующий шаг в этом направлении был сделан А.Ф. Лазурским, основоположником отечественной индивидуальной (в современной терминологии – дифференциальной) психологии. В 1904 году им была опубликована программа исследования личности, которая легла в основу его учения о характерах. При этом личность человека понималась как сложное, «организованное единство» двух сторон психической организации человека – эндо- и экзопсихики. Менее известны исследования А. Гайворонского, который в 1927 году предложил модель построения «общей науки о личности», названной им «индивидуалогией». Согласно его мнению, «в науке о личности» должны концентрироваться «самые многообразные области изучения, начиная с естественнонаучных дисциплин, и кончая дисциплинами социологическими и философскими». Наконец, следует упомянуть и о концепции «синтетического человекознания», разработанной известным советским психологом Б.Г. Ананьевым. В рамках этой области знания он предлагал объединить достижения всех наук о человеке – как индивиде, личности, индивидуальности и субъекте деятельности. Таким образом, за всеми этими попытками просматривается стремление исследователей обосновать многоаспектность индивидуального бытия человека, потребность, по словам Б.Ф. Ломова, «создания цельной картины, объединения накапливаемых данных о человеке», вплоть до формирования «некоторой единой (одной) науки о человеке»[15].

Страницы: 1 2 3 4 5


Тренинг-методы
Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способности к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности о ...

Сравнительная характеристика методов психологического влияния на личность
В нашей работе мы подошли к качественному анализу понятий "влияние" и "внушение", который мы проведём, через их сравнительную характеристику. Существует способ воздействия на психику подчиненных, содержащий в себе такую организацию их поведения, при которой создаются обстоятельства, условия и ситуации, отражаемые ка ...

Проблема эффективности в психологии телефонного консультирования
Телефон экстренной психологической помощи – одна из немногих жизненных сфер, где к позвонившему подойдут «просто по-человечески». Согласно концепции М.Бубера «я-ты» и «я-оно» противоречат друг другу, так же как психолог работающий в двух контекстах – абонент как партнер по диалогу и абонент как предмет целенаправленной работы. Тамар Кро ...