RSS Feed

История изучения индивидуальности в отечественной психологии
Страница 4

Психологические материалы » Индивидуальность человека » История изучения индивидуальности в отечественной психологии

Постановление 1936 г., ликвидировавшее педологию и психотехнику, приостановило, но не ликвидировало, естественно, разрабатывавшихся в них проблем, и через некоторое время они возродились в трудах А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и других отечественных психологов. Таким образом, период с конца XIX до середины 30-х годов XX века является цельным временным отрезком, в течение которого оформилась и постановка, и пути исследования проблемы индивидуальности, этот период представляет собой особый интерес для историко-психологического анализа вообще, и проблемы индивидуальности – в частности[13].

Первая и единственная до сих пор работа, направленная на комплексное освещение истории отечественной дифференциальной психологии, принадлежит Ю.Н. Олейнику. Основные задачи этого исследования заключались в изучении предпосылок оформления дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки; в раскрытии ее проблематики, создании периодизации отечественной психологии индивидуальных различий; в анализе состояния дифференциальной психологии в России конца XX века, выявлении тенденций и перспектив развития этой научной области.

В своем диссертационном исследовании Ю.Н. Олейник проанализировал становление, формирование и развитие отечественной дифференциальной психологии с XI в. до конца 80-х годов XX века. По его мнению, этот большой временной промежуток включает в себя два самостоятельных периода: с XI в. до конца XIX в, и с начала XX века до 80-х годов этого же века.

Первый - с XI в. до конца XIX в. - представляет собой время формирования «донаучного индивидуально-психологического» знания. Этот период содержит в себе два самостоятельных этапа: XI в. до начала XVIII в. и с начала XVIII до конца XIX в Ю.Н. Олейник полагает, что до начала XVIII в. дифференциально-психологические идеи в России существуют только в отдельных письменных источниках, но в это время начинает формироваться социальная потребность в познании индивидуально-психологических различий. Первые попытки понять их сущность появляются к началу XVIII в. С начала XVIII практически до начала XX в. предпринимаются первые попытки формирования категориально-понятийного аппарата и основных подходов к изучению проблемы индивидуальности, формируются предпосылки для появления дифференциальной психологии как самостоятельной научной области.

Дифференциальная психология становится самостоятельной областью психологической науки с начала XX века. С этого времени до конца 80-х годов (второй период развития дифференциальной психологии) эта область научного знания проходит три этапа своего развития: 1) с начала XX в. до конца 30-х годов происходит разработка концептуальной основы отечественной дифференциальной психологии и оформление проблематики этой науки. До конца 30-х годов исследователей интересовало, главным образом, изучение целостной индивидуальности; 2) с конца 30-х годов до середины 80-х годов их интерес, в первую очередь, обращен на проблему индивидуально-психологических различий в рамках психофизиологического подхода и на проблему личности; на протяжении этого этапа формируются научные школы, с разных сторон исследующие психологические различия людей; 3) начиная с середины 80-х годов, происходит постепенный переход к интенсивному развитию дифференциальной психологии; этот этап характеризуется расширением проблематики и разработкой общей теории индивидуальности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Понятие о темпераменте
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобр ...

Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт»
Шипилов выделяет два похода к определениям конфликтов: Широкий: столкновение сторон, мнений, сил (такие конфликты возможны и в неживой природе Суженный: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (люди, группы людей) При перенесении более узкого опре ...

Основные категории педагогики
Образование – это целенаправленный процесс, в результате которого происходит: - усвоение опыта предшествующих поколений, - воспитание типологических качеств личности, - умственное и физическое развитие человека. Рис. 16. Компоненты образования Воспитание – формирование личности в соответствии с идеалом общества. Рис. 17. Ком ...