RSS Feed

Самосознание личности
Страница 2

И. С. Кон также считает, что «образ «Я» - это не просто отражение в форме представления или понятия, асоциальная установка, отношение личности к самой себе, кот орое включает, как и любая установка, три компонента: 1) познавательный (когнитивный) – это знание себя; 2) эмоциональный (оценка своих качеств); 3) поведенческий (практическое отношение к себе).

И. И. Чеснокова в структуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание; эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И.С.Коном.

Мы уже отмечали, что образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я».Но образ «Я» вместе с тем и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и «фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения, Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы – ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе – соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Страницы: 1 2 3


Флегматики
Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы. Такие подростки организованны, выдержаны. Всегда ...

Основные научные достижения Ж. Пиаже
Ж.Пиаже окончил Невшательский университет (1915). С 1921 г. профессор Института Ж.-Ж.Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозанского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.-Ж.Руссо (с 1929), Психологической лаборатории в Женеве (с 1940), Центра генетической эпистемологии в Женеве (с 1955). Деятельность Ж. Пиаже как психоло ...

Соматотипизация женщин
Первоначальный объем работы по измерению телосложения был проделан Шелдоном в отношении мужчин. Очевидно, что в нашем обществе санкции против изучения обнаженного тела жестче в случае женского тела, чем в случае мужского. Соответственно, вполне естественно, что работа в этой области должна была осуществляться с мужчинами. В первой книге ...