RSS Feed

Модель А.Е. Личко
Страница 1

Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного отечественным психиатром А.Е. Личко. Личко разделяет позицию Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других».

Исходя из клинических целей, А.Е. Личко предложил иную модель, чем Леонгард, в которую входят не только типы акцентуаций характера (крайние варианты нормы), но и типы психопатий (патологических проявлений характера). Опросник, разработанный А.Е. Личко на основе этой модели, предназначен для лиц подросткового и юношеского возраста (14 – 18 лет) и используется для диагностики органических нарушений, которые в сочетании с определенными психологическими особенностями приводят к патологическому развитию характера.

А.Е. Личко, опираясь на клиническую типологию психопатий и личностных акцентуаций, а также концепцию психологии отношений, которую развивали А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций характера:

 гипертимный;

 циклоидный;

 лабильный;

 астеноневротический;

 сензитивный;

 психоастенический;

 шизоидный;

 эпилептоидный;

 истероидный;

 неустойчивый;

 конформный.

характер акцентуация поведение личность

1.3 Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности

Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые – особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента.

Характер влияет на направленность интересов человека и форму его реакций. Темперамент – на темп и глубину эмоциональных реакций. Поскольку четкой границы между темпераментом и характером не существует, вне зависимости от природы акцентуированной черты К. Леонгард употребляет термин «акцентуированная личность», но раскрывает содержание этой черты, уделяя больше внимания, либо темпераменту, либо характеру. Так, о характере он чаще упоминает при описании демонстративных, педантичных, застревающих и возбудимых личностей. О темпераменте – при описании личностей гипертимных, дистимных, циклотимных, экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстравертированных и интровертированных.

Такое условное разделения акцентуированных личностей на две группы позволило К. Леонгарду обратить внимание на сочетания черт, которые особенно ярко проявляются в характере человека. В качестве примера такого яркого сочетания он приводит одновременное присутствие демонстративной и застревающей акцентуаций, которое может либо способствовать адаптации личности (в случае, если «слабость истерика компенсируется стойкостью и упорством реакций паранойяльной личности»), либо приводить к деформации психики (симуляции истерического невроза в сочетании с упорной борьбой за признание этого диагноза).

Страницы: 1 2


Современные психологические исследования профессиональных и личностных качеств эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе
В психологической литературе зарубежные и отечественные авторы выделяют ряд профессиональных и личностных качеств, необходимых в работе психолога-консультанта. “Профессиональные качества ¾ свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит ...

Объект и предмет исследования
Объект исследования – личность. Предмет исследования – особенность профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Цель исследования – исследование особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1. Выявить профессиональный тип личности школьников 9 класса; 2. Выявить професс ...

Теория Ж. Пиаже
Ж. Пиаже исходил из нескольких основных положений. Прежде всего — это вопрос о взаимоотношении целого и части. Поскольку в мире нет изолированных элементов и все они либо являются частями более крупного целого, либо сами дробятся на мелкие составляющие, взаимодействия между частями и целым зависят от структуры, в которую они включены. В ...